Cамый успешный проект за всю историю краудфандинга — мотоциклетный шлем дополненной реальности Skully AR-1 — так и останется на стадии прототипа. Разработчик Skully сообщил о банкротстве, а бывшие сотрудники обвиняют сооснователей компании в расточительстве: собранные с инвесторов средства якобы пошли на покупку шикарных машин и апартаментов.
Проект Skully AR-1 поставил абсолютный рекорд на Indiegogo, собрав предварительных заказов почти на $2,5 млн при планировавшихся $250 тыс. Первый миллион был собран всего за 45 часов, чего также не удавалось добиться ни одному краудфандинговому проекту.
Первый в истории «умный» мотоциклетный шлем привлекал не только футуристичным дизайном, но и потрясающими техническими возможностями: Skully AR-1 оборудован прозрачным дисплеем с удобным расположением перед глазом, широкоугольной камерой заднего вида и GPS-навигатором.
Он показывает дорогу по маршруту и всё, что творится за спиной. Аэродинамический шлем подключается к интернету через мобильный телефон по Bluetooth, получает обновления программного обеспечения в автоматическом режиме. Продавать шлем планировалось по цене $1500 — немного для такого полезного девайса.
К сожалению, шлем Skully AR-1 остался только в виде нескольких изготовленных прототипов, до массового производства дело так и не дошло. Проблемы у Skully начались ещё несколько месяцев назад, в июле стало известно, что управляющий совет компании вынудил уйти основателей — Маркуса и Митча Веллеров.
Вслед за ними из Skully ушли большинство сотрудников, включая команду инженеров. Теперь же появилась информация, что компания инициировала процедуру банкротства, на всё её имущество будет наложен арест. Так что же случилось с многообещающим разработчиком?
Сооснователями компании, как уже отмечалось выше, являются два брата — Маркус и Митчелл Веллеры. Маркус всю жизнь занимался исследованиями «умных» решений для систем транспорта, является доктором наук по индустриальной психологии. Митчелл также получил образование в сфере психологии. Оба брата являются фанатами мотоспорта, что и подтолкнуло их в конечном счете к решению запустить стартап.
Проект Scully был основан Веллерами в 2013 году. Он был призван существенно облегчить жизнь мотогонщикам, предоставляя посредством шлема всю необходимую информацию о трассе и окружении. Проект с теплотой был встречен критиками из области высоких технологий, и в 2014 году Веллеры запустили краудфандинговую кампанию по сбору средств на реализацию проекта.
Несмотря на очевидный успех — компания собрала на порядок большую сумму, чем планировала — реализация проекта стала буксовать. При этом средства от инвесторов и партнеров продолжали поступать: всего к моменту банкротства компании в нее инвестировали не менее $14 млн. Штат компании достиг размера 50 человек, которые в итоге остались без работы и с долгами по зарплате.
О банкротстве Scully портал TechCrunch сообщил в середине июля 2016 года, были заморожены все финансовые операции компании, ее сайт и страница на краудфандинговой платформе Indigogo. Маркус Веллер, занимавший в компании позицию CEO, заявил тогда, что глубоко опечален и разочарован происходящим. Помимо долгов по зарплате, компания осталась должна кругленькую сумму нескольким поставщикам комплектующих.
Однако, на этой неделе ситуация для братьев Веллеров сильно усложнилась: бывший сотрудник компании Изабель Фейтхауэр подала иск в суд Сан-Франциско, в котором указала шокирующую информацию. По словам истца, Веллеры тратили средства инвесторов на собственные нужды, далекие от производства «умных» мотошлемов.
В частности, она указала, что братья-основатели Scully покупали дорогие автомобили (Lamborghini, Audi R8, Dodge Viper), а также коллекционные мотоциклы. Кроме того, из денег компании оплачивались роскошные апартаменты по всему побережью залива Сан-Франциско. Квартиры использовались Веллерами и членами их семьи, однако все было оформлено под корпоративные нужды.
По словам Фейтхауэр, средства расходовались и на отдых: в 2015 году братья отправились за счет компании на Бермуды. Маркусу там не понравилось, и он забронировал самолет для перелета на Гавайи, где продолжил отпуск. Все расходы также покрывались за счет компании.
Сама Фейтхауэр покинула компанию до банкротства при удивительных обстоятельствах, о которых она также рассказала в иске. Дело в том, что по договоренности с работодателем она брала по пятницам на работу своего аутичного сына. В один из таких дней Маркус Веллер привел в офис пса. Девушка попросила босса привязать собаку, чтобы ребенок мог играть без боязни. После ближайшего отпуска она была уволена.
Чем закончится эта история для братьев Веллеров, покажет суд. Однако, провал проекта Scully, банкротство, суд и критические статьи в профильных СМИ, которые совсем недавно пели осанну разработчикам «умного» шлема, может серьезно подорвать доверие к самой технологии краудфандинга.