FMCG-компании всё первое полугодие 2015 года уступали позиции в топе российских рекламодателей фармацевтическим компаниям. В итоге бессменный лидер по рекламным бюджетам, крупнейший в мире производитель товаров повседневного спроса Procter&Gamble скатился сразу на третью позицию, а его главный конкурент Unilever вообще выбыл из ТОП-10. Лидерство в списке захватила фармкомпания Novartis.
Согласно данным TNS Russia, именно Novartis (продвигает бренды "Вольтарен Эмульгель", "Длянос", "Ламизил", "Тавегил", "Терафлю", "Фенистил" и др.) занимает первую строчку в списке крупнейших российских рекламодателей. По итогам 2014 года Novartis занимала лишь четвертую позицию, а первая строчка традиционно была за P&G.
В январе-июне 2015 года ситуация в топе рекламодателей существенно изменилась. Как ранее отмечал в своем обзоре Sostav.ru, именно "фарма" стала той категорией, чьи рекламные бюджеты сокращались медленнее всего (-1% за I полугодие по данным Dentsu Aegis Network Russia). При этом продукты питания потеряли 22%, бьюти-сегмент - 30%, безалкогольные напитки - 15%.
Исследователи отмечали, что P&G и PepsiCo сократили затраты на телевизионную рекламу на 40%, Mars - на 24%, L'Oreal и Nestle - на 23%. При этом затраты фармкомпаний на телерекламу существенно увеличились: Novartis прибавил 33%, Bayer - 60%, Sanofi-Aventis - 42%. В итоге топ рекламодателей по всем основным медиа (ТВ, пресса, радио, наружная реклама и баннерная интернет-реклама) также существенно изменился.
№ | Рекламодатель | % от общих затрат на рекламу |
1 | Novartis | 3.2% |
2 | Mars Russia | 2.8% |
3 | Procter & Gamble | 2.6% |
4 | PepsiCo | 2.6% |
5 | Reckitt Benckiser | 2.5% |
6 | Nestle | 2.2% |
7 | Отиси Фарм | 2.2% |
8 | L'Oreal | 2.2% |
9 | Johnson & Johnson | 1.9% |
10 | МТС | 1.9% |
Если сравнивать с рейтингом рекламодателей 2014 года, то становится понятно, что десятку покинули два ключевых игрока - Unilever (сместился с 6 места на 12) и Henkel (сместился с 8 места на 18). Зато в ТОП-10 появился российский игрок - телекоммуникационный оператор МТС.
За пределами первой десятки также происходит ротация. Ключевые моменты связаны с тем, что из ТОП-25 выпали две российские компании - Сбербанк и Триколор ТВ. Их заменили две транснациональные - McDonald's и Beiersdorf. После выпадения Сбербанка в ТОП-25 не осталось ни одного рекламодателя финансового сектора.
11 | Danone | 1.8% |
12 | Unilever | 1.8% |
13 | Coca-Cola | 1.7% |
14 | Sanofi Aventis | 1.7% |
15 | Bayer AG | 1.6% |
16 | Nissan | 1.4% |
17 | МегаФон | 1.4% |
18 | Henkel Group | 1.4% |
19 | Volkswagen | 1.2% |
20 | Билайн | 1.2% |
21 | Beiersdorf AG | 1.1% |
22 | Mondelez Int | 1.1% |
23 | McDonald's | 0.9% |
24 | Actavis | 0.9% |
25 | Эвалар | 0.8% |
Фармацевтика с большим отрывом лидирует и в списке крупнейших категорий рекламодателей: на её долю приходится свыше 20% от общего "рекламного пирога". Вторую строчку занимает категория "ритейл", которая демонстрировала не столь сильное падение рекламных бюджетов, как FMCG, "финансы" или "автомобили".
1 | Лекарства, БАДы | 20.3% |
2 | Ритейл | 9.9% |
3 | Косметика, Гигиена | 8.9% |
4 | Транспорт | 7.7% |
5 | Продукты питания | 7.3% |