Иллюстрация Depositphotos
Рекламные агентства в последнее время все чаще выражают недовольство так называемыми "бесплатными" тендерами. Подготовка к тендеру является трудоёмким и затратным процессом, поэтому агентства хотят получить гарантированную компенсацию за своё участие.
Клиенты же, в свою очередь, не горят желанием оплачивать услуги рекламщиков по подготовке к тендеру. Более того, сейчас профессиональное сообщество обсуждает невероятную историю, произошедшую в Сингапуре - агентства сами доплачивают клиенту за участие в тендере.
Местный госуниверситет потребовал с агентств деньги за участие в тендере на трёхлетний контракт с образовательным учреждением. Агентства были приглашены на брифинг-сессию, где им была предоставлена информация о рекламных потребностях вуза. Тем, кто проявил интерес, предложили приобрести необходимые для участия в тендере документы.
Подобная практика весьма необычная для рынка, поэтому представители агентств были шокированы предложением заплатить за возможность ознакомиться с тендерными документами. Требуемую вузом сумму можно назвать символической - всего 100 долларов США, - однако сам факт был воспринят рекламщиками как оскорбление.
Представитель вуза рассказал Marketing Magazine, что оплата необходима для покрытия затрат по составлению документации и грамотного финансового аудита. "Эта плата является стандартной политикой нашего отдела закупок, который обрабатывает все тендеры и аудиты, необходимые для корпоративного управления" - заявил представитель университета.
Удивительно, но не все агентства негативно восприняли требование заплатить за тендерные документы. Представитель одного из агентств заявил, что плата может быть своеобразным фильтром в связи с масштабом тендера, сотрудник другого агентства выразил уверенность, что подобные требования со стороны клиентов могут стать распространенным явлением в будущем.
А как к подобной практике относятся на отечественном рынке? Мы попросили российских экспертов ответить на вопрос - есть ли клиенты, которым бы можно было заплатить за участие в тендере?
Александра Асмус, учредитель консалтингового агентства Asmus
Агентства всегда хотят, чтобы клиенты воспринимали их как партнера, а не как подрядчика и исполнителя. Хотя всем очевидно, что в жизни так не бывает и все работают по схеме «клиент всегда прав». Сингапурский рекламодатель решил не соблюдать политесы и открыто расставил все точки над «и».
Это вполне укладывается в каноны азиатской культуры с ее жесткой иерархией. Россия в бизнес коммуникациях скорее стремится к европейскому формату, поэтому такая схема взаимоотношений может вызвать негатив, хотя по сути будет отражать существующие реалии отношений между клиентами и подрядчиками.
Алёна Кремер, управляющий партнёр коммуникационного агентства DPGRussia
При наличии регламента, в котором будет прописано проведение тендера на платной основе, конечно, наше агентство готово будет заплатить. Но в России среди международных корпораций такой практики нет. Есть опыт в государственных органах, где подрядчик платит за заявку. Клиенту стоит иметь в виду, что платность участия автоматически ограничивает круг агентств. Не все готовы вкладывать деньги, не будучи уверенными, что это принесет результат.