Президент группы компаний Pro-Vision Владимир Виноградов рассказал Sostav о том, как был организован вернисаж выставки «Давид Бурлюк. Слово мне!», уже заслужившей звание одного из самых необычных событий нынешнего арт-сезона. Проект реализован Музеем русского импрессионизма при поддержке агентства Pro-Vision Communications.
Вызовы
Давид Бурлюк — эпатажный художник, талантливый поэт, иллюстратор, пионер перформанса и первый арт-продюсер. Он называл себя «отцом русского футуризма» и известен, помимо прочего, как покровитель Маяковского. В общей сложности музей собрал более 50 работ мастера 1900−1950-х годов из 12 государственных музеев и 10 частных коллекций.
Все это — огромное наследие, благодаря которому современные ценители искусства могут больше узнать о личности Давида Бурлюка и увидеть футуризм таким, каким его понимал художник. Однако если на время забыть о высоких материях и окунуться в реалии культурной среды и event-индустрии, становится понятно, что организация подобного показа связана с рядом довольно серьезных вызовов.
Один из них, как ни странно, является следствием невероятной популярности мероприятий, затрагивающих тему искусства. Для понимания масштабов: ретроспективы Валентина Серова и Ивана Айвазовского, проходившие в столице в 2015−2016 годах, посетили в общей сложности более 1 млн человек, выставку Василия Верещагина 2018 года — свыше 317 тыс. человек. Казалось бы, что может быть проще работы с образованной, готовой к получению нового опыта публикой? Тем не менее, на практике оказывается, что почти вся она буквально «перекормлена» различными показами. Анонсы десятков и сотен событий (как сравнительно скромных, так и заметных даже в масштабе страны) постепенно сливаются в информационный шум, выделиться из которого непросто, даже имея на руках коллекцию картин Давида Бурлюка.
Организаторам предстояло не просто «отработать» сезон, а дать начало событию, которое могло бы заинтриговать посетителей и стать одним из самых ярких вернисажей в московской и российской арт-среде.
Реализация
Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision:
Еще на начальной стадии подготовки мы поняли, что стандартные (да и нестандартные, пожалуй, тоже) решения здесь не сработают.
Большинство event-инструментов направлено на формирование дополнительной ценности: превратить «банальное мероприятие» в более-менее яркое событие, сделать так, чтобы гости не уснули во время продуктовой презентации, вот это все.
Но Давид Давидович Бурлюк и его работы не нуждаются в такого рода подаче, они ценны и феноменальны сами по себе. Скатиться в популизм и примитивизацию в попытках рассказать о них людям — непростительная ошибка, которую ни в коем случае нельзя было допустить.
Для того чтобы погрузить гостей в мир Давида Бурлюка, не отвлекая внимание от искусства автора, организаторам пришлось трансформировать выставочные пространства, а также в корне пересмотреть методы взаимодействия с посетителями. Их больше не заманивали интригой и не пытались «развлечь» — все акценты делались на экспозиции и только на экспозиции.
Ее центральным элементом стал проект виртуальной реконструкции картины «Рабочие» (1924). От оригинального полотна до наших дней дошел лишь фрагмент. Единственный раз полотно демонстрировалось в 1926 году в Филадельфии, но спустя десятилетия из-за неправильного хранения было утрачено. Организаторы московской выставки решили не просто показать сохранившийся холст, но и с помощью технологии дополненной реальности дать посетителям уникальный шанс — увидеть полотно таким, каким ее видела американская публика более 90 лет назад: два на три метра.
Экспозиция выстроена так, чтобы еще при входе в зал привлечь внимание гостей к главным работам «отца русского футуризма». Помимо художественных полотен, выставка знакомит гостей со стихами Давида Бурлюка. Для их трансляции были подняты аудиозаписи, сделанные во время визита 70-летнего футуриста в Советский Союз. На них мастер читает произведения, которые позже вошли в сборник «Лысеющий хвост», напечатанный до эмиграции художника.
Лейтмотивом в оформлении выставочного пространства стал узнаваемый головной убор Давида Бурлюка — цилиндр в самых разных его вариациях, в том числе гигантский цилиндр, распиленный надвое, который на вернисаже был превращен в фотозону для посетителей. Еще одна фотозона была организована с привлечением технологии BulletTime, позволяющей делать фотографии с постоянно меняющимся углом обзора. Это решение в какой-то мере оказалось созвучно философии футуризма в живописи начала XX века, ключевым принципом которой было изображение на полотнах движения.
За звуковое сопровождение вернисажа отвечал диджей, который крутил старые пластинки на двух граммофонах. Малоизвестный факт: впервые слово «диск-жокей» прозвучало еще в 1935 году, то есть в годы творческой активности Давида Бурлюка, который и сам очень любил новые слова и явления.
Об открытии уникальной экспозиции стало известно уже к обеду — после утренней экскурсии для блогеров и представителей СМИ в интернете появились первые репортажи с места события.
Результаты
Вечерний вернисаж посетили более 400 гостей. Среди них были как многочисленные поклонники творчества Давида Бурлюка, так и звезды шоу-бизнеса, блогеры, представители ведущих СМИ и глянцевых изданий. А за первый уик-энд работы выставки для широкой публики в музее побывало более 2 тысяч человек.
Вдохновиться творчеством «отца русского футуризма» можно до 27 января — именно столько продлится выставка Давида Бурлюка в Музее русского импрессионизма.
Состав творческой группы:
Музей русского импрессионизма:
Юлия Петрова — директор Музея русского импрессионизма
Наталья Свиридова — куратор выставки
Дарья Урядова — координатор выставки
Анна Пыхова — координатор проекта вернисажа
Pro-Vision Communications:
Екатерина Егорова — руководитель проекта
Антон Котовский — креативный директор
Елена Озоль — менеджер проекта