Фото пресс-службы Московского УФАС
Столичное управление Федеральной антимонопольной службы запускает в рамках крупнейшего отраслевого интернет-ресурса Sostav.ru новый проект, который позволит регулятору напрямую общаться с рекламной общественностью. Первый материал, подготовленный в рамках новой рубрики «Глас УФАС», посвящен положению дел в связи с запретом рекламы алкогольной продукции.
Новые требования к рекламе алкогольной продукции вступили в силу еще в июле 2012 года. И, несмотря на то, что производителям и рекламораспространителям подобной рекламы было отведено достаточно времени для адаптации к нововведениям, Московским УФАС России фиксируются десятки случаев нарушения этих требований.
В 2013 году в Управление по Москве поступило более 1800 заявлений, связанных с нарушением законодательства о рекламе, и четвертое место в общем списке занимают жалобы на рекламу алкогольной продукции.
В рассматриваемых обращениях москвичи жалуются на всевозможные издания, рассказывающие о самых известных алкогольных достопримечательностях России и стран зарубежья, при этом подобные статьи сопровождаются изображениями с бутылками алкоголя и перечислением положительных качеств именного этого спиртного напитка. Другие СМИ убеждают, что после пары бокалов элитного алкоголя читатели либо зрители станут звездами вечера, не страшась утверждения, что алкоголь – это модно, весело и способ попасть в «элитные круги».
За последнее время сотрудниками антимонопольного органа установлено и подтверждено более 20 фактов распространения ненадлежащей рекламы алкоголя только на территории города Москвы, большинство из которых пришлись на журналы «Афиша-Еда» и «Афиша-Мир».
«Некоторые средства массовой информации пытаются обойти законодательство, именуя рекламу алкогольной продукции «обзорами», «информационными и аналитическими материалами», «авторскими рубриками сомелье» и т.п. Однако такие «обзоры» направлены исключительно на стимуляцию сбыта алкогольной продукции, так как рассказывают о её положительных качествах и характеристиках, фактически являются сигналом к приобретению потребителем рекламируемой продукции. В подобных статьях почти отсутствуют исторические справки, общие сведения, из которых читатель может понять, что данная информация не привлекает его к определенным маркам алкогольной продукции, а лишь рассказывает о ее существовании», - отмечает начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции Московского УФАС России Павел Олейник.
Напомним, что в полном объеме новые правила вступили в силу с 1 января 2013 года. Категорически запрещена реклама алкоголя в периодических печатных изданиях, в теле- и радиопрограммах, реклама в кино, в интернете (кроме официальных сайтов, которые занимаются продажей алкоголя), реклама на транспорте как внутри, так и снаружи.
Реклама алкоголя не должна использовать образы людей и животных, не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий (например, при покупке двух бутылок пива, третью вы получаете в подарок). Также закон устанавливает общие ограничения мест, где допускается размещение рекламы любой алкогольной продукции.
Одним из последних дел о незаконной рекламе алкоголя для Московского УФАС России стало дело об известной водке «BELUGA».
Совсем недавно в уличных витринах продуктового магазина «Глобус Гурме» появились бутылки водки «BELUGA». С одной стороны, когда подобные акции проходят в продуктовых магазинах, в которых осуществляется продажа алкоголя, в том числе и рекламируемого товара, подумать о нарушении рекламного законодательства людям, не сведущим в рекламном законодательстве, представляется немного затруднительным.
Но стоит внимательнее почитать п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» и ситуация проясняется: реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах зданий и строений, или вне их. Одним словом, нельзя размещать рекламу алкоголя таким образом, чтобы она привлекала проходящих мимо людей, которые, возможно, даже не собирались заходить в продуктовый магазин.
Что же касается рекламы в местах продаж (дегустация новой продукции, напольная реклама, вывески, алкогольные «пирамиды» и т.д.), такая реклама допустима в случае, если магазин является стационарной точкой продаж и осуществляет розничную торговлю алкоголя наравне с другими товарами народного потребления. При этом такая реклама должна быть нацелена исключительно на посетителей данного магазина.
В завершении статьи хочется призвать вас, дорогие читатели, не оставаться в стороне, если вы видите, что какой-нибудь забывчивый предприниматель распространяет рекламу алкоголя, сообщите в Московское УФАС России. Мы всегда найдем решение проблемы и накажем виновных. Не стоит забывать, что такую рекламу видят не только взрослые люди, но и дети, которым с малых лет хотят навязать утверждение о доступности алкоголя, его «полезных и бодрящих» свойствах.
Текст: Татьяна Шибанова, пресс-секретарь Московского УФАС