Иллюстрация depositphotos.com
Законопроект о запрете "рекламы фаст-фуда", подготовленный в настоящее время в Госдуме, грозит коллапсом российскому рынку кондитерских издений. К такому выводу пришли аналитики Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР). Эксперты негодуют: запреты вводятся на падающем рынке, при низком уровне потребления среди населения.
Законопроект №832800-6, разработанный депутатом Госдумы от "Единой России" Василием Шестаковым, предполагает существенное ограничение рекламы продуктов с высоким содержанием соли, сахара или жиров. К числу таковых автор отнес снеки, газированные напитки с добавлением сахара или красителей, первые и вторые блюда на основе пищевых концентратов быстрого приготовления, жареные во фритюре полуфабрикаты, а также шоколад и другие готовые кондитерские продукты.
Проект направлен на улучшения здоровья подрастающего поколения, которое подрывается шоколадками и чипсами. Запрет касается продвижения подобных продуктов на ТВ и радио с 7 до 22 часов, полностью запрещается размещать рекламу в теле-, радиопередачах и печатных СМИ для несовершеннолетних. Нельзя размещать рекламу подобных продуктов в образовательных, детских оздоровительных заведениях, или поблизости от них. Полностью запрещаются акции с раздачей образцов продукции, в том числе в местах продаж.
Эксперты ЦИКР считают, что данный законопроект в случае принятия его Госдумой нанесет ущерб как потребителям, бизнесу, так и госбюджету. ПОДРОБНО О ЗАКОНОПРОЕКТЕ, ЕГО АВТОРЕ И ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ
"Необходимость регулирования рекламы кондитерских изделий значительно переоценена. Так, среднедушевое потребление шоколада в России составляет всего около 4 кг шоколада и шоколадных изделий на человека в год. В Швейцарии и Германии этот показатель составляет 10-12 кг в год при средней продолжительности жизни около 80 лет, что намного превышает длительность жизни в России", - констатируют аналитики.
Экономические проблемы в стране и так приводят к снижению потребления кондитерских изделий. Например, потребление шоколада в России продолжает резко снижаться. По итогам первого полугодия 2015 года снижение потребления составило 4,5% по сравнению с показателем годом ранее. В связи с кризисом в отрасли во втором полугодии 2015 года эта тенденция может ускориться, и снижение составит около 5,5-6%, прогнозирует ЦИКР.
В России на сегодняшний день насчитывается более 600 предприятий по производству кондитерских изделий, на которых задействовано около 400 тыс. человек, в том числе около 50 крупных предприятий. Из-за введения запрета на рекламу, который затронет в том числе региональные медиа, доступ на рынок будет практически перекрыт для значительной части малых и средних предприятий, предостерегают эксперты.
"Рекламный рынок и так сейчас столкнулся с сокращением бюджетов крупных рекламодателей, запрет на рекламу кондитерских изделий нанесет ему только новый значительный ущерб. В 2014 году предприятия кондитерской отрасли потратили около 205 млн долларов только на телевизионную рекламу. При этом по итогам первого квартала 2015 года производители уже снизили соответствующие затраты оценочно на 2 - 4% в зависимости от сегмента", - говорится в обращении Центра.
«Подобного рода инициативы в Европе воспринимаются как своего рода конкурентная борьба крупного международного бизнеса с локальными производителями. На самом деле, подобный запрет лишь формирует неконкурентный рынок для всех игроков, затрудняющий к тому же вывод на рынок новых брендов и рецептур, качественных и инновационных продуктов. В выигрыше останутся только те, производители, чьи бренды раскручены на текущий момент», - говорит исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина.
Подобное обращение - первая реакция на законопроект от компаний-производителей, которые могут пострадать из-за принятия одиозных запретов в закон о рекламе. Вполне вероятно, что к кондитерам в скором времени присоединятся производители из других сегментов: газировки, снеков и полуфабрикатов.