25 сентября 2018 года состоялась пресс-конференция, посвященную релизу XIX рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» Ассоциации менеджеров и ИД «Коммерсантъ».
Спикеры, среди которых — лауреаты рейтинга, во главе с модератором Петром Лидовым-Петровским, директором Дирекции по коммуникациям и связям с общественностью МИА «Россия сегодня», обсудили, кто является топ-менеджером образца 2018 года, какие перед ним стоят вызовы в зависимости от сегмента рынка его компании, какие компетенции должны помогать ему решать сложные управленческие задачи и другие вопросы.
С приветственным словом выступил президент-основатель Ассоциация менеджеров Дмитрий Зеленин, подчеркнув специфику XIX рейтинга — изменение методики формирования списка бизнес-лидеров, стабильного присутствие иностранных компаний, несмотря на санкции.
Вячеслав Евсеев, исполнительный директор Ассоциации менеджеров, нарисовал штрихи к портрету топ-менеджера 2018 года. В частности, 51% топ-менеджеров имеет одно высшее образование, 11% — кандидаты или доктора наук, 76% руководителей находятся в браке. Важный тренд — с 2014-го по 2018-й годы количество женщин топ-менеджеров увеличилось с трети до почти половины. Другой тренд — есть профессия более «мужские» и более «женские», как директор по корпоративным и общественным связям", директор по персоналу и директор по маркетингу. Треть женщин считает, что к ним предъявляются более жесткие требования в бизнесе, чем к мужчинам.
Тему женского лидерства продолжила Раиса Полякова, генеральный директор KFC по России и СНГ: «Отрадно видеть ежегодное увеличение количества женщин среди лауреатов рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров»: в этом году почти половина участников — 48% — женщины. Однако все еще актуален вопрос гендерного дисбаланса на высших должностях: в рейтинге «Топ-250 высших руководителей» женщины составляют лишь 14%, что подтверждает важность работы по развитию женского лидерства. В этом году мы создали Комитет по женскому лидерству в Ассоциации менеджеров, основная задача которого — помощь женщинам в развитии лидерских компетенций, борьба с гендерными стереотипами, улучшение рабочей инфраструктуры. Я уверена, наши совместные усилия станут стимулом для массового развития женского лидерства в российском бизнесе, и в ежегодном рейтинге Ассоциации менеджеров будет появляться все больше женских имен».
Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ, привел результаты опроса, кого россияне считают топ-менеджером и как, по их мнению, можно добиться успеха в этой должности. Абсолютное большинство россиян — 94% — слышали слово «топ-менеджер», однако среди них только 41% знают его значение. Грамотность, образованность, компетентность — главные качества топ-менеджера, по мнению наших сограждан. Каждый второй опрошенный — 49% — считает, что топ-менеджером может стать только человек, с рождения обладающий определенным набором качеств.
Олег Ананьев, исполнительный директор МИА «Россия сегодня», представил итоги совместного проекта Ассоциации менеджеров и АЭИ ПРАЙМ «Бизнес-гуру отвечают». Мнение участников проекта — топ-менеджеров из самых разных сегментов рынка — в ответах на вопрос о необходимости наращивания или сокращения доли государства в бизнесе разделились пополам. «Практически все участники проекта ответили, что в текущей экономической ситуации необходима, прежде всего, стабильность налоговой системы», — резюмировал Ананьев мнение топов по вопросу и провел параллель с мнением ведущих экономистов России, придерживающихся того же мнения.
«Согласно исследованиям Всемирного Экономического Форума, до 2020 года могут исчезнуть 7,1 млн рабочих мест, связанных с выполнением рутинных обязанностей. Однако я бы не говорил о полном исчезновении. Высвобождение человеческих ресурсов от рутинных операций дает возможность направить эти ресурсы на выполнение более интеллектуальных и сложных задач. И здесь уместно говорить о положительном влиянии роботизации и повышении качества и эффективности рабочих процессов. Таким образом, управленческая работа на высшем уровне останется, в то время как простые и рутинные функции более низкого звена будут автоматизированы. Прежде всего, топ-менеджерам, которые хотят быть в тренде, придется приготовиться к грядущей трансформации — иметь четкое представление о том, как люди могут работать в тандеме с роботами. А во-вторых, необходимо продумать стратегию реализации таких преобразований. Есть и хорошие новости: нужно понимать, что любая компания, которая просто заменит людей машинами для управления ее системами, стоит перед риском утраты знаний о том, как эти системы работают», — прокомментировал Александр Ивлев, управляющий партнер EY по странам СНГ.
Алексей Шаповалов, вице-президент по стратегическому маркетингу группы компаний «Просвещение», рассказал об особенностях статуса и функционала медиаменеджера. В частности, он отметил: «Просвещение» из крупнейшего в России издательства трансформируется в группу компаний, объединяющую ресурсы общества, государства и бизнеса для достижения выдающихся образовательных результатов. Эффективный топ-менеджер компании такого уровня обладает не только выдающимися профессиональными компетенциями, но и осознают всю важность той социальной миссии, которую несёт бренд".
Марина Миронова, директор по персоналу ГК «Велес Капитал», к конкурентным преимуществам топ-менеджеров в инвестиционном бизнесе отнесла: аналитику как основу принятия решений, включая многосценарность, проектный подход, стратегию, а также фокус на человека — формирование команды и персонализацию.
Александр Чуб, президент группы компаний «Русские Башни», сфокусировал внимание аудитории на роли топ-менеджера в новых реалиях: «В условиях цифровой экономики возрастает роль «цифровых компетенций» — отслеживание новых digital-решений и внедрение их в свои традиционные сферы, повышение темпа изменений, повышение адаптивности и мобильности. Но, несмотря на быстроизменяющийся мир и требования времени, знания, опыт и ответственность менеджеров за результаты работы остаются важнейшими составляющими успеха. А также понятия деловой этики и социальной ответственности становятся основополагающими принципами работы топ-менеджера. Следование этическим нормам ведения дел, личная порядочность, информационная открытость во многом определяют успешное будущее топ-менеджера и компаний».
О значимости управленцев в позитивном развитии медицинской отрасли поведала Алла Канунникова, член Правления, директор по коммерческой деятельности и маркетингу АО «Группа компаний «Медси»: «Мы находимся в условиях преобразования национальной системы здравоохранения в России и построения новой модели, адекватной современным вызовам общества. Более 20 лет лидеры отрасли, крупные частные клиники, содействуют процессам внедрения лучших мировых медицинских практик и повышению качества оказания медицинских услуг в стране. Для совершенствования вопросов оказания качественной медицинской помощи, для продолжения процесса инвестирования в передовые медицинские технологии и внедрения новых методик лечения медицине нужны высококвалифицированные врачи и грамотные менеджеры, которые смогут выстроить эффективную систему взаимодействия с государством, инвесторами, фондами, смогут вывести на новую орбиту культуру отношений между врачами и пациентами. За последние 3 года темп роста рынка коммерческой медицины РФ находился на уровне 8%, аналогичный показатель «Медси» — 19%. В ближайшие годы аналитики прогнозируют продолжение роста этого сегмента рынка. Это настоящий вызов профессиональному управленческому сообществу, подтверждающий необходимость признания, в том числе и на площадке рейтинга, в качестве самостоятельной категории, тех лучших управленцев, которые сегодня двигают медицинскую отрасль вперед».
Генеральный информационный партнёр: МИА «Россия сегодня»
Стратегический информационный партнер: АЭИ «ПРАЙМ»
Информационные партнеры: «Москва Медиа», Sostav.ru, АКИТ, АКПП, Про бизнес, «Серебряный Лучник», БОСС, New Retail, «Национальная конфедерация «Развитие человеческого капитала», Finversia, Право.ру, Научно-промышленная Ассоциация арматуростроителей, Росспецмаш, Rabota.ru, РИД.