60% россиян, выбирая продукты, обращают внимание изготовлены ли они в России, говорится в исследовании аналитического центра НАФИ, проведённого совместно с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Общественной палаты Российской Федерации.
Результаты исследования показали, что все товарные категории можно разделить на три группы на основании того, насколько охотно россияне готовы приобретать товары отечественного производства.
Первая группа — приоритетная, в неё входят те товары, которые с высокой степенью вероятности повлияют на желание потребителя приобрести этот продукт. К ней относятся продукты питания и напитки (70% опрошенных скорее купят продукт, если узнают, что он сделан в России).
Всероссийский опрос проведён аналитическим центром НАФИ в апреле 2024 года. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте от 18 лет и старше по ключевым социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, уровень образования, тип населённого пункта, ФО). В исследовании приняли участие 1 тыс. 600 респондентов.
Вторая группа — нейтральная, когда выбор потребителя между отечественным товаром и зарубежным составляет 50% на 50% или чуть больше. К этой группе относятся хозтовары и товары для дома и сада (59% скорее бы купили отечественное), товары для детей (58%), товары для дома и ремонта (54%), одежда и обувь (53%), товары для спорта и отдыха, хобби (51%), товары для животных, лекарства, медоборудование, линзы, косметика, предметы личной гигиены, а также креативный контент (кино, сериалы, музыка и так далее) — по 50%.
Третья группа — отстающая, когда факт российского производства либо не имеет выраженного значения, либо оказывает скорее отрицательное влияние в при решении о покупке. К данной группе исследование позволило отнести бытовую технику (40% россиян скорее сделают выбор в пользу российских товаров), автозапчасти (36%), электронику (35%) и автомобили (33%).
Молодежь чаще позитивно смотрит на возможность приобрести одежду и обувь, косметику, автомобили и автозапчасти отечественного производства. Представители среднего возраста — на продукты питания и напитки, бытовую технику и медикаменты. Женщины чаще готовы приобретать российские товары для детей, товары для дома и сада, косметику и креативный контент, мужчины — автозапчасти.
Лояльность россиян к отечественным товарам объясняется социальными установками, показало исследование. Так, отвечая на вопрос «Почему для вас важен факт производства продукта в России?», респонденты чаще всего называли две ключевые причины:
- российские продукты — это поддержка экономической стабильности, независимости и безопасности страны (41%),
- российские продукты — это поддержка кадровой устойчивости и создание и поддержание рабочих мест в регионах (40%).
Также потребители готовы покупать российские товары, поскольку считают, что важно поддержать отечественного производителя, делающего вклад в бюджет страны за счёт уплаты налогов (29%). Среди причин выбора также доверие к российским предприятиям (24%) и к технологиям, которые те используют (21%).
Кроме того, респонденты отмечают, что у росссийского производителя более качественные (25%) и экологичные товары (24%).
Ирина Гильдебрандт, директор стратегических проектов аналитического центра НАФИ:
Говоря о паттернах потребительского поведения россиян, для большинства исследуемых товарных категорий факт отечественного производства будет являться скорее побуждающим, чем ограничивающим мотивом. При этом причины лояльности российским товарам в первую очередь продиктованы социально-патриотическими установками, когда покупка отечественного — это проявление своего рода гражданской позиции. Люди чувствуют роль личной ответственности в продержке развивающихся российских брендов, и своего вклада в построение национальной экономики, независимой от внешних воздействий. Однако, производителям рекомендуется развивать продуктовое позиционирование и в других аспектах — активнее рассказывать о передовых технологиях производства, экологической ответственности, заботе о качестве продукции, — это безусловно повлияет на их дальнейшую устойчивость в вопросах взаимодействия с потребителями.
Методология: всероссийский опрос проведён аналитическим центром НАФИ в апреле 2024 года. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте от 18 лет и старше по ключевым социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, уровень образования, тип населенного пункта, ФО). В исследовании приняли участие 1 600 респондентов.