В первом квартале 2024 года доля онлайн-продаж FMCG достигла рекордных 10,6% в структуре рынка против 8,5% в аналогичный период прошлого года, говорится в исследовании NielsenIQ.
При подсчёте учитывались продажи более 100 категорий товаров повседневного спроса в 60 интернет-магазинах и маркетплейсах, включая Ozon, Vprok.ru, «Лента», Metro, Globus, «Магнит», «Мегамаркет», «Яндекс Маркет» и других.
Салтанат Нысанова, директор по работе с клиентами NielsenIQ:
С точки зрения покупательского восприятия онлайн-рынку в этом году впервые удалось переместиться из «репертуарных» каналов в группу основных для совершения покупок: то есть вместо «дозакупки» определённых товаров повседневного спроса потребители переходят к регулярным заказам в интернете. Этому способствует удобство онлайн-канала: по словам самих покупателей, они предпочитают заказывать товары в интернете из-за экономии времени, возможности совершать покупки не выходя из дома, более низких цен и доставки больших и тяжелых упаковок.
За 12 месяцев до марта 2024 включительно динамика онлайн-рынка составила 45,5% в денежном и 51,8% в натуральном выражении. При этом все группы товаров повседневного спроса показали двузначный рост продаж, а основным драйвером развития рынка стал покупательский спрос на фоне небольшой дефляции.
В денежном выражении наибольшую динамику показала категория «Товары для животных» — 14%, следом идёт «Молочная продукция» — 13,3%, «Мясо и мясные продукты» на третьем месте — 11,7%, «Уход за детьми» — 7,6%, «Горячие напитки» занимают 7,2%, «Детское питание» — 7,2%, «Кондитерские изделия» — 5,6%, «Прохладительные напитки» — 5,6%.
По словам Нысовой, одна из основных причин роста онлайн-канала и увеличения покупательского спроса — появление и развитие сервисов доставки в регионах страны, которое происходит по мере выхода игроков в новые географии. Тренд затрагивает даже небольшие населённые пункты, в которых могут не присутствовать крупные сети, но за счёт наличия пункта выдачи покупателям открывается доступ ко всему ассортименту товаров повседневного спроса.
«Одновременно растёт количество активных продавцов на маркетплейсах: за первый квартал 2024 года на крупнейших площадках в России (Ozon, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет») их число выросло сразу на 62%. С учётом открытия новых ПВЗ и экспансии онлайн-игроков число таких селлеров, вероятнее всего, будет только расти», — отмечает эксперт.
Онлайн-рынок сильно наращивает значимость для непродовольственных категорий FMCG (средства для уборки, стирки, ухода за собой и аналогичных): год назад доля онлайн-продаж в этой категории оставалась на уровне 20%, а к концу первого квартала 2024 года приблизилась почти к 30% в денежном выражении. Суммарный рост продаж непродовольствия в 60 интернет-магазинах и маркетплейсах, измеряемых NielsenIQ, в первом квартале 2024 составил 34% к аналогичному периоду годом ранее.
Высокая динамика продаж и рост доли позволили онлайн-каналу стать основным вкладчиком в развитие всего омниканального непродовольственного рынка: из 9,4% сразу 7,6 п.п. было обеспечено именно интернет-магазинами и маркетплейсами, указано в исследовании компании.
В марте сообщалось, что темпы роста выручки десяти крупнейших FMCG-сетей в России замедлились. Выручка игроков по итогам 2023-го увеличилась на 14,1% против роста на 21,3% годом ранее.