Иллюстрация depositphotos
Депутат Госдумы Андрей Луговой решил защищать национальные интересы на рынке медиаизмерений. Он предлагает ввести государственную аккредитацию для организаций, проводящих исследования объема зрительской аудитории телеканалов. Это необходимо для обеспечения прозрачности и достоверности данных, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Проект дополняет закон «О СМИ» главой «Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)», а также вводит терминологическое понятие телеизмерений. Аккредитованная организация будет обязана ежегодно представлять отчет о проведенных исследованиях, а также публиковать его на своем официальном сайте. Ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, к ней применяться не будут.
Поправки в законы «О СМИ» и «О рекламе» предусматривают аккредитацию как одной, так и нескольких компаний. Формировать комиссию по аккредитации и утверждать ее состав должен Роскомнадзор. Как отмечает Луговой, сейчас на российском рынке медиаизмерений ведущую роль играют западные исследовательские компании. Между тем данные об объеме зрительской аудитории используются для поддержки принятия решений и «способны оказывать влияние на формирование общественного мнения». Кроме того, они востребованы участниками рекламного рынка и необходимы самим телеканалам - для формирования программной политики.
Чтобы обеспечить национальные интересы, депутат предлагает ограничить иностранное участие в аккредитованной организации, которая осуществляет телеизмерения. По аналогии со СМИ иностранному государству, международной организации, иностранному юрлицу запрещено владеть более чем 20% в уставном капитале. Эти лица, а также иностранцы и граждане со вторым гражданством не смогут устанавливать любые формы контроля над аккредитованной организацией.
Еще один важный момент - рекламодатели, рекламораспространители, их представители и посредники будут обязаны руководствоваться информацией и данными, полученными на основании договора с аккредитованной организацией. Если законопроект примут, что он вступит силу 1 января 2017 года. Луговой объясняет свою инициативу «степенью общественной значимости деятельности по телеизмерениям и областей практического применения получаемых в результате исследований данных и информации».
Сейчас крупнейшим измерителем телевизионной аудитории в России является TNS - она представляет группу Kantar, принадлежащую холдингу WPP. Вещатели пытались изменить ситуацию, создав Индустриальный комитет по телеизмерениям (ИКТ) для выбора нового единого медиаизмерителя. Организация провела несколько собраний, сменила руководство, но в итоге отказалась от проведения тендера. ПОДРОБНЕЕ