Чиновникам удалось окончательно договориться, как контролировать систему маркировки товаров: государство усилит контроль над ней, а бизнес получит доступ к собранным данным, сообщают «Ведомости» со ссылкой на проект концепции.
Дмитрий Медведев, который и требовал подготовить документ, настаивал, чтобы информация системы принадлежала государству, а бизнес получил недискриминационный доступ к ней. Кроме того, он поручил правительству решить, нужно ли наделить систему маркировки статусом государственной информационной системы (ГИС) и не стоит ли разделить функции маркировки товаров и оператора данных. От последней идеи решили отказаться: всерьез она даже не обсуждалась, будет единый оператор.
Так, ещё в конце 2017 года Медведев без проведения конкурса назначил оператором Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Эта компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% - госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.
А вот контроль за системой решено усилить — она все же получит статус ГИС. ГИС работает по жестким правилам, говорит аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян, хотя многие крупные ГИС регулируются отдельными постановлениями правительства, предусматривающими послабления. Будут они и у системы маркировки. Например, ЦРПТ сможет сам вносить изменения в систему и лишь потом согласовывать их с государством. Маркировка — первый пример ГИС с частным оператором после принятия закона, разрешающего ГЧП в отношении It-систем, поэтому, как она в итоге будет работать, не ясно, считает Казарян.
Бизнес также беспокоило, получит ли он доступ к данным системы. Оператор должен обеспечить бизнесу недискриминационный доступ к обезличенным данным на условиях, которые определит правительство, говорится в концепции. Должен быть предусмотрен доступ к обработанным данным, IT-, аналитические и другие компании могли бы предоставлять необходимые сервисы, но необработанные данные могут быть раскрыты лишь с согласия передавшей их компании, объясняет представитель ЦРПТ.
У бизнеса нет единой позиции, передавать или нет аналитикам и рынку данные о товарах, главное, чтобы у всех игроков был одинаковый доступ, отмечает сотрудник другой такой компании. Должен быть создан удобный интерфейс, который позволит бизнесу соглашаться на обработку данных или запрещать ее. Сам ЦРПТ не сможет зарабатывать на использовании данных, кроме случаев, предусмотренных соглашением о создании системы, которое должно быть заключено с правительством. ЦРПТ поддерживает такой подход, говорит его представитель.
Еще одна проблема, беспокоившая бизнес, — критерии отбора товаров, которые будут маркироваться. Минпромторг в проекте концепции предусмотрел шесть таких критериев: размер рынка, экспертные оценки доли незаконного оборота, структура возможных затрат бизнеса на маркировку, стоимость товаров, доля импорта, а также мелкого бизнеса. Критерии слишком размыты, жалуется топ-менеджер производителя товаров массового спроса, а по доле контрафакта точных данных и вовсе нет.
Напомним, сейчас ЦРПТ маркирует табак и обувь, а в ноябре Федеральная налоговая служба передала ему систему маркировки лекарств. С 2019 года будет подключено еще 12 категорий товаров — от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья. А к 2024 году маркировка должна охватить все отрасли промышленности.