Иллюстрация aeroflot.ru
Высокие цены «Аэрофлота» обусловлены выгодными слотами, обновленным парком воздушных судов и большим объемом неэффективных затрат, выяснила Счетная палата. Авиаперевозчик имеет удобные время отправления и прибытия, а также покупает надежные и безопасные летательные аппараты, что дает ему преимущество перед конкурентами.
В начале года аудиторы объявили о грядущей проверке финансово-хозяйственной деятельности «Аэрофлота», в том числе принципа формирования цен на авиабилеты. «Хватит обманывать народ», – возмутился тогда председатель СП Сергей Степашин.
Отчет по результатам проверки был представлен Коллегии Счетной палаты под председательством Степашина. Аудиторы проанализировали ценообразование на авиаперевозки, а также эффективность участия государства в управлении «Аэрофлотом».
В материалах проверки говорится, что в стоимость авиабилета заложены расходы на горюче-смазочные материалы (31,9%), аэропортовое и аэронавигационное обслуживание (21,2%). Их поставщики являются монополистами на территории России.
Еще 26,6% от цены приходится на содержание воздушных судов в исправном состоянии, 10,8% – на обслуживание пассажиров и обработку грузов, 9,5% – на продажи, рекламу и прочие административные расходы.
В 2011 году «Аэрофлот» увеличил доходы в основном за счет роста объема пассажирских авиаперевозок на 24,2%. При этом доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3%, а доходы на внутренних линиях – на 30,6%.
Увеличение расходов вызвано ростом объемов пассажирских авиаперевозок, суммарной взлетной массы воздушных судов, а также затрат на оплату труда. Кроме того, в 2011 году расходы на консультационно-информационные услуги увеличились в 3,6 раза.
СП установила, что Совет директоров принимал экономически неэффективные решения в части создания и управления дочерними и зависимыми компаниями. «Аэрофлот» упрекнули в проведении торгов на сумму более 10 млн рублей без конкурсных процедур.
Один из самых громких случаев с торгами «Аэрофлота» – рекламный контракт с компанией «Апостол», совладелицей которой является Тина Канделаки.
Основанием для заключения договора стало поручение гендиректора авиаперевозчика. На изготовление и продвижение роликов в интернете «Аэрофлот» направит 64 млн рублей. Претензии по этому поводу высказал миноритарий компании Алексей Навальный.
Коллегия Счетной палаты решила направить свои представления в Минтранс, Росавиацию и «Аэрофлот», информационное письмо будет направлено в Росимущество, а материалы проверки – в Службу экономической безопасности ФСБ и МВД. Отчет по результатам проверки отправится в палаты Федерального Собрания.