Знаменитая Бондиана, рассказывающая о невероятной жизни британского агента с порядковым номером 007, давно превратилась в самый дорогой кинобренд мира. После более чем полувекового существования серия фильмов о Джеймсе Бонде, которая принесла создателям более $6 млрд, продолжает набирать лоск и привлекать новых рекламных партнеров. В день российской премьеры 24-й киноленты из серии Sostav.ru решил вспомнить, как бренд зародился и каким образом он выстраивал стратегию своего продвижения.
Джеймса Бонда придумал бывший журналист Ян Флеминг, в годы войны с нацизмом служивший личным помощником шефа разведки британского королевского флота. Прототипами смелого сотрудника МИ-6 стало несколько реальных людей: британский разведчик Сидней Рейли, пытавшийся свергнуть Ленина, его сообщник Роберт Брюс Локхарт, агент британской разведки и приятель Флеминга Мерлин Миншелл и др. Свое имя персонаж получил благодаря книге орнитолога Джеймса Бонда, которую писатель нашел в своей библиотеке.
Ян Флеминг написал несколько книг о Джеймсе Бонде и задался идеей их экранизации. В 1962 году мир увидел первую ленту из киносерии "Доктор Ноу", который создала кинокомпания EON Productions. Главную роль в фильме исполнил британский киноактер Шон Коннери, которому позже серия фильмов о суперагенте принесла славу.
Шон Коннери в роли Бонда
В 1963 году это фото заставило посмеяться спортсменов-стрелков. На фото — не всем известный Walther PPK, который принадлежит шпиону по сюжету книги, а обычный пневматический пистолет, стреляющий на десяток метров. При съёмках рекламы фстотограф Дэвид Харн осознал, что надо вручить в руки Бонда Вальтер, но поскольку никто из съемочной команды не разбирался в оружии — срочно был приобретён в детском отделе Harrods пневматический Walther Luftpistole 53. Этот игрушечный пистолет был продан в 2010 году на аукционе Christis за 277 000 фунтов.
Последующие фильмы из серии начали привлекать внимание популярных брендов, которым "приглянулся" имидж суперагента и плейбоя. Например, в 1987 году на ТВ-экранах появилась реклама Diet Coke с актером Пирсом Броснаном, который в 1995 году сменил Тимоти Далтона, став новым Бондом.
Впоследствии бренд Coca-Cola не раз сотрудничал с создателями "бондианы" - с новыми фильмами появлялись новые рекламные ролики газировки в стилистике мультипликационной заставки Бондианы.
Бондиана, по сути, ввела в широкое маркетинговое поле использование product placement в кинофильмах. За годы сотрудничества кинофраншиза успела посотрудничать с десятками ведущих брендов: автомобилей, одежды, часов, аксессуаров и тд. Самые известные и многолетние партнеры - люксовый бренд Aston Martin, часы Omega, оружейный бренд Walther, алкогольный бренд Martini.
В режиме product placement, столь любимом брендами за высокую эффективность, "бондиана" в свое время рекламировала самые разные товары и услуги. Например, в одном из фильмов появилась первая приставка Atari.
С главными героями фильмов о Джеймсе Бонде не раз сотрудничала компания Visa, которая появлялась как в самих кинолентах, так и выпускала отдельные рекламные мини-фильмы.
Одной из самых масштабных коллабораций бренда с "бондианой" называют сотрудничество с датской пивоваренной компанией Heineken, которое продолжается вот уже несколько лет. Например, в 21-м фильме «Казино „Рояль“» пиво словно преследует очередную девушку Бонда, роль которой исполнила актриса Ева Грин.
Во время выхода фильма «Координаты Скайфолл» Джеймс Бонд в исполнении Дэниела Крейга появляется в кадре не с традиционным коктейлем, а с зеленой бутылкой Heineken. На основе этой акции с использованием продакт плейсмент была разработана целая рекламная кампания.
Реклама Heineken, 2012
В преддверии выхода нового фильма о Джеймсе Бонде - "007: Спектр" режиссера Сэма Мендеса компания Heineken выпустила новый рекламный ролик с участием Дэниела Крэйга. По сюжету в 90-секундном ролике происходит классическая погоня. Над созданием проекта работало агентство Wieden + Kennedy Amsterdam.
Также в этом году рекламную кампанию, слоганом которой стала цитата Яна Флеминга, запустил бренд Gilette. Производитель принадлежностей для бритья предлагает своим потребителям "никогда не говорить нет приключениям", как Джеймс Бонд.
По данным специалистов Лондонской Школы Маркетинга, бренд Бондианы на 2015 год оценивается в 13 млрд фунтов стерлингов - 20 млрд долларов по сегодняшнему курсу. Из них 13 млрд долларов было получено от кассовых продаж, 3 млрд - выручка за продажи фильмов на DVD, и еще 3 - от мерчендайзинга и сотрудничества с брендами.