07.12.2012

У Самары не осталось выбора?

Вскоре будет объявлен победитель конкурса на лучший туристический логотип Самарской области

Сегодня заканчивается народное голосование за лучший туристический логотип Самарской области, который впоследствии будет использоваться в наружной рекламе, сувенирной, полиграфической, фото- и видеопродукции. Выбирало финалистов жюри, результаты вызвали незамедлительную реакцию интернет-сообщества, объявившего, что ни один из вошедших в тройку логотипов не достоин звания лучшего.

Конкурс на туристический логотип Самарской области был объявлен в августе 2012 года. Его организатором является Департамент туризма области и Туристический информационный центр. На конкурс было прислано 164 работы, из которых жюри выбрало три. К слову, в состав конкурсной комиссии вошли "представители органов местного самоуправления Самарской области, ведущие специалисты в области науки, культуры, туристской отрасли, защиты и охраны интеллектуальной собственности, средств массовой информации".

В положении о конкурсе говорилось, что символ должен формировать положительный, узнаваемый имидж региона и повышать его конкурентоспособность. Кроме того, он должен отражать исторические, культурные ценности, «способствовать формированию чувства гордости за Самарскую область, ее богатства и достояния».

Видимо, исходя из этих соображений и были выбраны три финалиста, из которых вскоре определится победитель, с которым будет заключен договор на создание брендбука. Стоимость работ – 300 тысяч рублей.

Логотип №1

Итак, что же символизируют данные логотипы? Приведем описания работ:

Логотип №1 представляет собой изображение S-образной излучины реки Волги, заключенной в очертания сердца Самарской области. Зеленый контур – сердце – символ любви к родному краю также напоминают Жигулевские горы, которые обнимают Волгу.

Логотип №2

Логотип №2: Знак представляет собой стилизованную аббревиатуру «СО» - Самарская область. Буква «С» в форме подковы символизирует удачу и счастье. Букву «О» — в форме сердца подчеркивает очертания области. Сочетание символов может позиционироваться как «безграничное гостеприимство» или пожелание гостям региона «бесконечной любви, удачи и счастья».

Логотип №3

Логотип №3: В логотипе заключены образы: заглавных литер С и О, воды, как основополагающего природного ресурса Самарской области, сердца, как символа душевного отдыха, и сходства с границами карты области. Логотип выполнен в традициях русского орнамента, в современном исполнении.

В настоящее время в народном голосовании лидирует логотип с изображением Волги. Он набрал на портале «ВолгаНьюс» более тысячи голосов. При этом, на странице «Интересная Самара» во «ВКонтакте» неофициальное голосование показывает другие результаты. На данный момент здесь оставили свои голоса почти 400 человек, из них более 45% не нравится ни один вариант, почти 25% выбрали третий лого, 20% - первый, а 10 проголосовали за второй.

Как это обычно бывает, конкурс и его финалисты стали объектом критики части интернет-сообщества. В той же группе «Интересная Самара» можно найти массу не менее интересных комментариев, где работы финалистов, в частности, первый логотип, сравнивают то с символом супермена, то с пэкмэном, то с крабьими клешнями, а второй и вовсе интерпретируют с сексуальным подтекстом. Отметим, многие из них – жители Самарской области (это к вопросу влияния масс на создание брендов).

Стоит отметить, что в Самаре пройдут матчи Чемпионаты мира по футболу-2018, отчего выбор туристского логотипа как для города, так и для региона требует крайне серьезного подхода. Учитывался ли этот факт при отборе финалистов, а также принятии решения о народном выборе победителя, неизвестно.

Мы решили спросить у экспертов, как они оценивают работы, представленные в финале:

МНЕНИЯ

Алексей Андреев, президент Depot WPF, сопрезидент АБКР, сопредседатель Комитета креативных агентств АКАР:

«Оценивая подобные конкурсы, я всякий раз вспоминаю Аркадия Райкина: к пуговицам претензии есть? Претензий нет, пришиты насмерть, не оторвешь. Так и здесь. Логотипы хорошие, построены на ассоциациях первого порядка: буквы С и символа реки. Мне нравятся. Есть только несколько вопросов: это все зачем? про что? и кому это нужно? Пенсионеры Самары направляли заявку в Адиминистрацию области с просьбой создать новый логотип?»

Леонид Славин, Куратор курса «Визуальные коммуникации» в БВШД,  арт-директор Taboo Creative Bureau:

Первый (зеленый) на твердую тройку с плюсом. Простоват, но запоминающийся. Про область, про берега Волги. Латинская S - если ЦА иностранцы - может быть. Но простоват ужасно, стилистически откуда-то из 70-х...
Второй, по-моему, ужасен.
Третий (орнамент) самый интересный стилистически. Но автор попытался впихнуть уж слишком много. Аббревиатура CO не читается, сердце читается слабо, контуры области - идея хорошая, не знаю, насколько она читается. Честно сказать, я не сразу понял, что там плывет по волнам. СО убрать, оставить сердце+карта — может быть и получится. Да, ну и текстовая часть сделана банально, стоит сделать оригинальный леттеринг, корреспондирующий со знаком.
Словом, доработка нужна обоим.

Павел Родькин, графический дизайнер, эксперт в области визуальных коммуникаций:

Все конкурсные проекты вместо образа территории содержат всего лишь изображения сердца и воды в разных вариациях. В этой связи следует отметить, что сердце является одним из распространенных символов в территориальном брендинге, начиная с легендарного уже логотипа IloveNY Милтона Глейзера (1977 г.), этот символ используется в брендах Дании, Венгрии, Кипра, Тайваня, в старом логотипе Колумбии, в одной из старых версий логотипа Словении, в России он используется в логотипе Смоленской области. Создать на этом фоне действительно оригинальный логотип - задача нетривиальная и требующая серьезной работы.

Конкурсные логотипы крайне невыразительны, неэмоциональны, графически примитивны, типографически неумелы, - как будто бренд Самарской области создавался в пустоте, в которой не существует реально действующих и активно развивающихся примеров территориального брендинга Европы, Америки, Востока, как будто отсутствуют новые тенденции в корпоративных коммуникациях. О чем вообще можно говорить, имея буквально пред глазами мировой коммуникативный процесс? Представляют ли вообще организаторы конкурса и его участники степень развитости и качественности мирового территориального брендинга?

Следует понимать, что причина неудовлетворительных итогов конкурса на создание логотипа туристического бренда Самарской области является системной. Она заключается в порочности самого подхода к разработке одного из важнейших элементов туристического и территориального бренда - визуальной айдентики через проведение «народных» конкурсов. Ситуация в Самарской области в этом отношении не уникальна; такие же негативные результаты получены после аналогичных мероприятий в Ярославле, Череповце, Курске и др.
Создание территориальной айдентики требует глубокой профессиональной работы с привлечением серьезных креативных и экспертных ресурсов. Попытка создать территориальную айдентику без профессионалов в области графического дизайна и визуальных коммуникаций в очередной привела в тупик.



Иллюстрации с сайта vninform.ru

Наталья Малютина, Sostav.ru