Треть россиян не жалуют распространителей косметики из принципа
Сетевой маркетинг больше всего популярен в регионах
|
Иллюстрация Fotolia |
Как показало недавнее исследование холдинга Romir, треть россиян не покупают косметику и парфюмерию у распространителей из принципа. При этом, 9% опрошенных совершают такого рода покупки регулярно: раз в месяц или чаще. Средний объем заказа обычно не превышает 900 рублей.
Чаще всего услугами распространителей пользуются молодые женщины, проживающие в средних и малых городах. В качестве плюсов такого «шопинга» россияне называют личное знакомство с продавцом, доверие к бренду производителя и широкий выбор, представленный в каталоге.
Среди жителей городов-миллионников только 6% опрошенных признались, что регулярно покупают парфюмерно-косметическую продукцию по каталогам у распространителей.
Диаграмма 1. Покупали ли вы, или члены вашей семьи за последние два года парфюмерию и косметику у распространителей?
Источник: Холдинг Ромир, май 2012
Помимо молодежной аудитории парфюмерию и косметику через распространителя покупают и россияне среднего возраста – 35-45 лет. Результаты исследования в целом, и в конкретно этой группе респондентов подтвердили тенденцию – чем меньше размер населенного пункта (исключая сельскую местность), тем большая доля его жителей пользуется услугами компаний сетевого маркетинга. Таким образом, в городах-миллионниках зафиксированы самые низкие показатели, а самые высокие – в малых городах с населением от 100 тысяч человек.
Каждый четвертый участник исследования (27%) за последние два года не имел опыта приобретения косметики у распространителей, но не исключает такой возможности в будущем. Среди мужчин такую позицию занимают 35% опрошенных, среди женщин – 21%.
Треть россиян никогда не делают таких покупок по принципиальным соображениям. Такого мнения чаще придерживаются мужчины (37%), чем женщины (25%). Более половины россиян старше 60 лет (51%) также проявляют принципиальное неприятие такого способа распространения косметической продукции. А вот образование, доход и тип населенного пункта проживания на «принципы» влияния не оказывают.
Диаграмма 2. Товары каких марок вы покупали? (вопрос задавался респондентам, совершавшим покупки. Возможно несколько вариантов ответа)
Источник: Холдинг Ромир, май 2012
Лидерами сетевых продаж парфюмерии и косметики в России являются компании Avon и Oriflame. У них покупали 60% и 53% соответственно из числа тех, кто вообще покупает парфюмерию и косметику у распространителей. 3-5 позиции с огромным отставанием от лидеров делят Mary Kay (17%), Faberlic (16%) и Amway (14%). Доли остальных игроков ниже статистической погрешности.
Если рассмотреть портрет покупателей продукции двух лидирующих компаний, то здесь не было выявлено каких либо особых показателей в разных возрастных или доходных группах, в разных типах населенных пунктов. Зато, например, среди покупателей косметики марки Mary Kay выше доля женщин 25-35 лет с высоким доходом, проживающих в крупных городах (500 тыс.+). Выше доля поклонниц продукции компании Faberlic также среди женщин 25-35 лет с высоким доходом, но проживающих в средних городах с население от 100 до 500 тысяч человек. Также жительницы средних российских городов со средним и высоким доходом, но чуть старше – 35-45 лет – чаще заявляли о своей приверженности марке Amway.
Диаграмма 3. Почему вы покупаете парфюмерию и косметику у распространителей? (вопрос задавался респондентам, совершавшим покупки. Возможно несколько вариантов ответа)
Источник: Холдинг Ромир, май 2012
Основными мотивами приобретения парфюмерии и косметики у распространителей являются: личное знакомство с консультантом (33%), а также доверие качеству продукции той или иной марки (28%) и широкий ассортимент предлагаемой продукции (22%). Значимо также: предложение товаров, которых нет в обычных магазинах (18%), выгодная цена (15%), персональная консультация (13%) и экономия времени (12%).
И, наконец, участникам опроса было предложено ответить, какую сумму в среднем они тратят на один заказ продукции по каталогам.
Диаграмма 4. Каков средний объем одного вашего заказа? (вопрос задавался респондентам, совершавшим покупки)
Источник: Холдинг Ромир, май 2012