Дрогери и аптеки осваивают косметический рынокВ перспективе «Магнит косметик» может стать главным конкурентом традиционных ритейлеров
В 2011 году объем парфюмерно-косметического рынка составил 388 миллиардов рублей. Темпы роста немного снизились по сравнению с 2010 годом, рынок вырос на 13,1%. По прогнозам агентства INFOLine, в 2012-м доходы от розничной торговли парфюмерией и косметикой вырастут на 13,4%, до 440 миллиардов рублей. Ключевыми трендами в данном сегменте станут усиление конкуренции между федеральными ритейлерами и увеличение доли интернет-продаж. По сравнению с 2010 годом, рейтинг крупнейших ритейлеров по выручке практически не изменился. Сетевой маркетинг по-прежнему обыгрывает федеральных игроков. В INFOLine Retailer Russia TOP-100 первые места занимают Avon («Эйвон бьюти продактс компании») и Oriflame («Орифлэйм косметикс»).Специализированная розница представлена «Л’Этуаль» и Bon Joli («Алькор и Ко», третье место), «Рив гош» («Арома люкс», пятое место), Ile de Beaute и Sephora («Единая Европа–С.Б», шестое место). Четвертое место заняла компания Amway, седьмое – Mary Kay, на восьмом – «Санги Стиль», за ней следует Faberlic. Однако по динамике выручки и доли рынка лидирует «Рив Гош» – благодаря своей агрессивной политике. При этом и у «Рив Гош», и у «Иль дэ ботэ», и у «Л’Этуаль» наблюдается снижение выручки с квадратного метра, что вызвано усилением конкуренции. Пока же четвертая часть косметики и парфюмерии реализуется через альтернативные каналы, крупнейшим из которых является сетевой маркетинг. В 2010 году «с рук» продавалось более 30% подобных товаров. Лидерами сегмента прямых продаж являются Avon, Oriflame, Amway, Mary Kay и Faberlic. Весной 2011 года компании Faberlic, Edelstar и Infinum объединили продажи в странах СНГ. Amway, ранее размещавшая только продуктовую рекламу, запустила имиджевую кампанию. С 2012 года компания увеличит общий маркетинговый бюджет в три раза. Кроме того, в 2011 году появились новые игроки – немецкая LR Health & Beauty Systems открыла офис в Москве и дистрибьюторский центр в Санкт-Петербурге. Впрочем, выручка от прямых продаж будет расти медленнее рынка, что связано с оттоком консультантов. На российском рынке парфюмерия и косметика также реализуются через магазины формата дрогери («мелочи у дома»), аптеки и гипермаркеты. По мнению аналитиков INFOLine, активный рост продемонстрируют дрогери, так как в данном сегменте уровень консолидации рынка очень низок. Решение «Магнита» развивать два формата под одним брендом – продовольственный магазин и дрогери (non-food) показало, что данная ниша свободна и перспективна. В 2011 году ритейлер открыл 200 магазинов «Магнит косметик», в 2012-м может появиться еще 550 точек. В результате «Магнит» приблизится к лидеру сегмента – сети «Санги Стиль». Преимущества дрогери – отсутствие особых условий хранения и упрощенная логистика. Хороший потенциал есть и у аптечных сетей, для которых косметика становится привлекательным товаром в условиях жесткого госрегулирования продаж лекарств. Причем аптечные сети обладают несомненным преимуществом – высоким уровнем доверия потребителей. На российском рынке высока доля контрафакта, оставшаяся зачастую производится в Польше и по качеству уступает оригинальной. Значительные объемы парфюмерно-косметической продукции реализуются сетями FMCG, особенно гипермаркетами, в которых для реализации данной товарной категории отведены значительные площади, в том числе в формате shop-in-shop. В рейтинг INFOLine вошли сети с наибольшими выручкой, количеством магазинов, приростом торговых площадей и LFL. В рейтинге не учитывались продажи парфюмерно-косметической продукции в аптечных сетях и FMCG. |
||
Ирина Милош, Sostav.ru |