29.12.2011

Бренд-обзор года: На потребу рынку

Самые крупные сделки на российском рынке потребительской продукции в 2011 году

Фото с сайта itp.net

В уходящем году транснациональные корпорации продолжили процесс активной скупки российских предприятий на рынке FMCG, и как минимум две подобные сделки можно назвать сделками года. При этом заметен и обратный процесс – преобретение российскими компаниями зарубежных производителей. Sostav.ru напоминает о самых крупных и значимых сделках на потребрынке за 2011 год.

Спрос на русское

Как минимум два отечественных производителя в этом году «ушли» крупнейшим зарубежным компаниям. Это «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» и концерн «Калина». В качестве покупателей выступили PepsiCo и Unilever соответственно. Что для одной, что для другой компании сделки позволили значительно увеличить свою долю на рынке.

Многие крупные игроки российского потребрынка – это зарубежные компании, либо отечественные предприятия, принадлежащие международным концернам:

Пивная отрасль: «Балтика» (принадлежит Carlsberg Group)

Водочная отрасль: «Русский алкоголь» (принадлежит CEDC)

Табачная промышленность: «БАТ Россия», Philip Morris, JTI

Продукты питания: Kraft Foods, Unilever, PepsiCo

Как известно, в начале февраля PepsiCo закрыла сделку по приобретению 66% акций «ВБД» у основных акционеров компании за 3,8 миллиарда долларов. Еще до того американская компания выкупила с рынка около 11% акций ВБД в форме американских расписок на сумму 622 миллиона долларов. В мае доля PepsiCo в «ВБД» увеличилась до 92,42%, а в сентябре – до 100%.

Благодаря покупке отечественного производителя владельцу Pepsi удалось не просто выйти на российский молочный рынок, но и занять лидерскую позицию по выпуску продуктов питания и напитков в России с годовой выручкой в 5 миллиардов долларов.

Другая крупная сделка совершилась в сегменте парфюмерно-косметических товаров. Концерн «Калина», один из самых известных в России производителей косметической продукции, перешла международному гиганту Unilever.

О планах по приобретению крупного российского игрока Unilever объявила 14 октября. Тогда заявлялось, что за приобретение 82% акций гигант заплатит приблизительно 16.7 миллиарда рублей (или 390 миллионов евро). На сегодняшний день сумма покупки составила 17,4 миллиарда рублей. Оценочная же стоимость 100% акций концерна не изменилась и составляет 25,9 миллиарда рублей.

Стоит напомнить, что после объявления о возможной сделке акции «Калины» на ММВБ поднялись в стоимости на 40%. Двузначный рост цены на акции заинтересовал Федеральную службу по финансовым рынкам, у которой возникли подозрения об использовании инсайдерской информации. Однако, подозрения не подтвердились.

ВБД владеет брендами «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Иммунеле», «33 коровы», «Чудо», J7, «Любимый сад», «100% Gold», «Ессентуки», «Агуша»

К концу года появилась информация о возможной покупке зарубежной компанией еще одного отечественного производителя, на этот раз из сферы табачной промышленности. Есть вероятность, что «Донской табак», оскандалившийся в уходящем году из-за выпуска «детских» сигарет Sweet Dreams, будет продан заграничным конкурентам. В качестве вероятного покупателя назывался Imperial Tobacco. Если сделка по продаже состоится, пятерка лидеров российского табачного рынка окажется сплошь заграничная.

Свое за рубежом

Для российского рынка в этом году были характерны не только процессы покупки российских производителей зарубежными, но и наоборот, покупка нашими соотечественниками активов зарубежных компаний. В частности, за последнее полугодие произошли две значимые сделки на алкогольном рынке.

Калина владеет брендами «Черный жемчуг», «Чистая линия», «Бархатные ручки» и «100 рецептов красоты», «32», «Лесной бальзам». В I полугодии концерн увеличил чистую прибыль на 20%. Ожидается, что оборот компании за 2011 год составит порядка 13 млрд руб ( 303 млн евро)

Владелец «Русского Стандарта» Рустам Тарико стал главным акционером компании CEDC благодаря покупке почти 10% акций, вслед за чем предложил руководству польского гиганта, находящегося в затруднительном положении, финансовую помощь в обмен на 19,9% акций. Если руководство CEDC пойдет навстречу бизнесмену, в руках «Русского Стандарта» окажется почти 30% активов.

На этом притязания одного из самых известных российских производителей премиальной водки не закончились, и вскоре компания закрыла сделку по приобретению 70% акций Gancia SPA – легендарной итальянской винодельческой компании, известной по всей Европе. Покупка Gancia стала очередным этапом реализации стратегии «Русского Стандарта» по построению вертикально-интегрированного холдинга.

Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз, в беседе с Sostav.ru заявил, что сделка имеет скорее имиджевое значение для «Русского Стандарта», поскольку позволит ему укрепить позиции на европейском рынке. «До сих пор у российских предпринимателей не было серьезного, известного бизнеса за рубежом. Состоявшаяся сделка – одно из самых значимых событий рынка за последнее время» - считает Вадим Дробиз.

Автомобильная отрасль в 2011 году в России чувствовала себя довольно уверенно. Европейская ассоциация бизнеса прогнозирует продажи за год на уровне 2,6 млн авто. При этом, по мнению аналитиков, в следующем году отечественный авторынок выйдет на докризисный уровень, а продажи составят 2,8 млн машин. Лидирующую позицию в данном сегменте по-прежнему удерживает «АвтоВАЗ» - его доля составляет порядка 23%. Однако, продажи отечественного автопроизводителя падают от месяца к месяцу
Наталья Малютина, Sostav.ru