02.12.2011

«Стратегия-2020» грозит россиянам увеличением налогов

Эксперты решили доработать «Стратегию-2020» с учетом экономических реалий

 Авторы «Стратегии-2020» решили переработать документ, который еще в августе презентовали премьеру Владимиру Путину. Эксперты учли замечания ведомств, в том числе Счетной палаты. В октябре она обратила внимание на то, что в стратегии нет уроков кризиса 2008–2010 годов. Как пишет РБК Daily, итоговая версия направлена в правительство, которое должно утвердить (или отклонить) переработанный вариант и дать официальной статус документу. Впрочем, работа над «Стратегией-2020» продолжается, рассказал источник издания.

Помимо кризиса эксперты учли и долговые проблемы в Еврозоне. В итоге в «Cтратегии-2020» сузились бюджетные рамки для чиновников, а для бизнеса и населения предусмотрено увеличение налогов. Если у государства возникнут проблемы с наполнением бюджета, ставки НДС могут быть повышены до 20–22%, а также НДФЛ при сохранении плоской шкалы. Несмотря на то что правительство вновь подняло вопрос замены НДС налогом с продаж, авторы стратегии его не рассматривали. При этом «принципиально важным» они считают возврат к ЕСН.

Прежний вариант «Стратегии» предусматривал только сохранение ставки взносов на уровне 30% после окончания двухлетнего периода. «Та система, что сейчас формируется, не является страховой. Называть это взносами некорректно, по сути это налоги», – говорит один из руководителей группы «Налоговая политика» «Стратегии-2020» Сергей Дробышевский. Отметим, что недавно Путин пообещал не повышать налоги после выборов.

Макроэкономическая часть «Стратегии» кардинально не изменилась, скорректированы количественные показатели. Так, эксперты предлагают с 2016 года «приближать» базовую цену на нефть к фактической. На переходный период предлагается верстать бюджет на уровне 105 долларов за баррель в 2012 году (ранее речь шла о 120 долларах) и 95 долларов в 2015 году (ранее 105 долларов).

Кроме того, эксперты считают необходимым ввести «новое бюджетное правило» и жестко ограничивать желание чиновников повышать расходы. «В условиях того, что необходим компромисс по приоритетным направлениям бюджета, мы допускаем некоторый дефицит около 2% ВВП и предельный размер госдолга 25%», – говорит Дробышевский. Если летом шла речь о 2,5–3% ВВП, то сейчас, с учетом изменения макропараметров, нельзя выходить за пределы 2% ВВП.

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин не верит в «Стратегию-2020»: «Все стратегии, кто бы их ни писал, ждет одна судьба: они не выполняются. Я уверен, что через некоторое время мы увидим «Стратегию-2025» и будем серьезно обсуждать ее и думать, реализуют ее или нет». По его мнению, итоговый документ ляжет в стол.