Все больше ритейлеров приходит в online и осваивает социальные сетиРоссийский рынок e-commerce по итогам 2011 года вырастет на 30-40%
В последние годы в России активно набирает обороты интернет-торговля – ее рост исчисляется двузначными цифрами. Развитие физического ритейла, наоборот, несколько замедлилось. При этом все больше сетей начинают выходить в e-commerce и становятся мультиканальными. Согласно исследованию PwC, эта тенденция сохранится и в последующие годы, причем онлайн-торговля вслед за увеличением пользователей интернет получит развитие и за пределами столицы. Россияне с книг перешли на бытовую технику По данным PwC с 2009 года количество покупателей в online-магазинах выросло на 12%. 92% опрошенных агентством Romir россиян хотя бы раз совершали покупки через интернет в этом году, причем среди категорий наиболее часто покупаемых товаров лидирует бытовая техника, обогнавшая некогда популярные книги. В качестве причины специалисты PwC называют рост активности крупнейших продавцов бытовой техники и рост рекламных бюджетов ритейлеров на поддержку интернет-каналов продаж. Самый большой рост популярности зафиксирован в сегменте одежда-обувь (на 13%), а также в сегменте видео- и аудиопродукции (на 12%).
Что касается способов оплаты заказа, то онлайн-покупатели предпочитают расчет наличными, при этом безналичный расчет, в частности, посредством банковских карт, все больше завоевывает доверие покупателей. Эксперты связывают это с ростом распространенности пластиковых карт. Это подтверждают и данные Nielsen: на сегодняшний день почти половина россиян (44%) имеют пластиковые карты, в то время как десять лет назад - лишь 5%. Средняя сумма покупки в online составляет 25 тысяч рублей Постепенно растет и стоимость покупок в интернет-магазинах. В 2008 году наибольшую долю (41%) составляли покупки стоимостью от 500 до 3 тысяч рублей, а в 2010 году их доля сократилась до 27%. В 2010 году наибольшее число покупок (30%) пришлось на заказы стоимостью от 10 до 30 тысяч рублей, что, вероятно, связано с ростом онлайновых продаж бытовой техники и мобильных телефонов. При этом доля совсем небольших покупок (до 500 рублей) постепенно сокращается — c 13% в 2008 году до 5% в 2010 году. Очень дорогие покупки – от 100 тысяч рублей – в 2010 году совершили в интернете всего 2% респондентов, и этот сегмент не демонстрирует явной тенденции к росту. Москвичи – за экономию времени Мотивация жителей столицы отличается от мотивации жителей регионов. По данным PwC, москвичи совершают покупки в интернете, чтобы сэкономить время, а жители регионов ищут те товары, которые не могут найти в обычном магазине. Для тех и других помимо прочего важна цена покупки.
Потребители из развитых стран руководствуются другими мотивами. Как показало исследование PwC, проведенное в 2010 году в Великобритании, 80% опрошенных выбирают интернет из-за возможности совершать покупки в любое время. Для европейцев это более важно, так как магазины там закрываются раньше, чем в России, и для традиционного шопинга остается намного меньше времени. Две другие причины – более низкие цены и легкость сравнения товаров. При этом у большая часть населения остается верна физическому ритейлу. Основными причинами отказа от покупок в интернете как для москвичей, так и для жителей регионов является желание увидеть товар «вживую» перед покупкой, а также боязнь обмана и проблема выбора надежного магазина. Основные тенденции в развитии online-торговли По мнению аналитиков PwC онлайн-торговля вслед за распространением сети интернет хоть и значительно медленнее, но будет расти в регионах. По прогнозам ФОМ и «Яндекса», проникновение глобальной паутины в регионы к осени 2014 года составит 70% по сравнению с 48% осенью 2011 года. Разрыв между Москвой и регионами по степени проникновения сети к 2015 году сократится в три раза. Недоверие к онлайн-шопингу будет постепенно снижаться. Кроме того, в России все большее распространение получат мультиканальные продажи: шопинг онлайн и офлайн сливается для потребителя в единый процесс, поэтому для традиционных ритейлеров очень важно полноценно присутствовать в сети и выделять ресурсы для активной поддержки онлайн-направления. При этом одним из перспективных называется гибридный формат. Как пример можно привести проект «Связного» Enter, который объединил в себе торговлю онлайн и оффлайн, а также каталожную торговлю. Еще одна яркая тенденция – использование социальных сетей для продвижения товаров. В России, по данным ВЦИОМ, аккаунт в соцсетях имеют более 52% россиян. В сетях Вконтакте и Facebook присутствуют большинство известных брендов и магазинов. Кстати, недавно в социальные сети пришел «Детский мир». Всего за неделю с момента старта проекта участниками групп в ВКонтакте стали более 14 тысяч, в Facebook – более 1,7 тысяч пользователей. |
||||
Наталья Малютина, Sostav.ru |