Для развития «Союзмультфильму» ежегодно необходимо не менее 800 млн рублей господдержкиВсе остальное – это, скорее, дань традиции и жест уважения по отношению к заслуженным художникам14 июня на заседании Президиума правительства России премьер-министр Владимир Путин заявил о намерении разобраться в проблемах российского анимационного кино и рассмотреть вопросы по поддержке отрасли. Это заявление стало реакцией на письмо мультипликаторов крупнейшей в России студии «Союзмультфильм», на днях отметившей 75-летний юбилей. В нем Юрий Норнштейн, Леонид Шварцман, Эдуард Назаров и Андрей Хржановский обращаются к президенту и премьер-министру России с призывом объявить господдержку студии нацпроектом и выделить ей невозвратное финансирование в объеме 250–300 миллионов рублей в течение восьми лет. В письме говорится, что в настоящее время студии «Союзмультфильм» «почти не существует: есть коробка с коридорами и комнатами и просмотровым залом, в студии «могильная тишина». Авторы заявляют, что «Союзмультфильм» практически потерял свою финансовую, административную и территориальную независимость. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации независимая исследовательская компания Movie Research (MRC) в интересах органов государственного регулирования и основных участников отрасли провала исследование под названием «Российское анимационное кино». Так, согласно результатам исследования, авторское короткометражное анимационное кино полностью зависимо от государственного финансирования. По оценкам экспертов, на него выделяется 70% всей господдержки анимации. В 2010 году это финансирование сократилось в 1,5 раза (с 200 до 300 миллионов рублей), при этом на короткий метр было выделено около 140 миллионов рублей. Судить же о количестве производимых короткометражных фильмов можно по программе Открытого фестиваля анимационного кино в Суздале. Так, ежегодно на нем представлено от 80 до 120 авторских работ, в том числе дебютов. Последствия сокращения господдержки в 2010 году скажутся на количестве выпущенных фильмов в 2011-12 годах. При этом, следует учитывать, что авторские короткометражки не ориентированы на прокат, имеют свой хронометраж, неформатный для основных каналов дистрибуции (ТВ, кинопоказ, DVD, интернет). А это значит, что затраты на их производство окупить невозможно. В тоже время нужно четко понимать, что высокохудожественное направление анимации – это важная составляющая национальной культуры, которая служит лабораторией для воспроизведения профессиональных аниматоров. Что касается полнометражного анимационного фильма, то с 2004 года в прокат вышло 20 отечественных картин. Неполное госфинансирование (не более 70% бюджета картины) диктует необходимость частных вложений. Но инвесторов останавливает более высокая затратность проектов, чем у игровых фильмов, что означает риск невозврата, необходимость долгосрочных вложений (производственный цикл полнометражных проектов – 3-4 года) и непрерывного финансирования. И все это происходит несмотря на то, что полнометражное анимационное кино высоко востребовано зрителями: 1/5 всех кассовых сборов в России за 2010 год приходится на анимацию. Но из общего числа фильмов в прокате она составляет только 1/13. Такие высокие показатели – заслуга зарубежной анимации, сборы которой растут каждый год. Так, качественный скачок произошел в 2010 году: за год сборы иностранных мультфильмов выросли в 1,5 раза – с 3520 до 5310 миллиардов рублей. При этом, число зарубежных анимационных релизов не сильно менялось за последние 5 лет. Эксперты отмечают, что экспансия иностранной анимации происходит за счет увеличения числа копий. А это, в свою очередь, говорит о растущем спросе на нее со стороны кинотеатров и зрителей. Отечественная анимация заняла наибольшую долю в общей кассе мультфильмов в 2007 году (15%). В 2010 году на нее пришлось только 12%, при том, что кассовые сборы в 722 миллионов рублей стали рекордом для наших мультфильмов. И в 2007 и в 2010 году локомотивами роста сборов российской анимации выступили фильмы про богатырей – «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Три богатыря и Шамаханская царица» (кинокомпания СТВ и студия «Мельница»). Эксперты отмечают, что успехи российской полнометражной анимации в значительной степени зависят от достижений конкретных проектов. Так, картина «Три богатыря и Шамаханская царица» собрала ? кассы российских мультфильмов 2010 года и вывела наработку на копию отечественных проектов практически на уровень зарубежных. Таким образом, высокие кассовые показатели цикла про богатырей, растущие с выходом каждой новой части, подтверждают эффективность индустриальных механизмов создания анимации. Господдержка анимационных сериалов сводится к финансовой поддержке производства со стороны Министерства культуры и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. И несмотря на то, что сериалы для детей наиболее востребованы зрителями и интересны частным инвесторам, острый дефицит все же существует та эту продукцию. При этом из всей анимационной продукции сериалы наиболее подходят под телевизионный формат. Однако нехватку предложения усугубляет невысокий спрос со стороны телеканалов. К тому же, запрет на показ рекламы внутри детских передач заставляет каналы экономить, отдавая предпочтение более дешевой в закупке зарубежной продукции. Поэтому единственной возможностью для производителей окупить затраты, считают эксперты, остается мерчендайзинг. Таким образом, основываясь на результатах исследования, эксперты делают вывод, что развитие национальной анимации полностью зависит от государственной политики. При этом, система мер должна быть направлена на индустриализацию анимационного кино и основываться на деффиренцированном подходе к трем основным направлениям. Так, необходимо сохранить государственную поддержку авторских и дебютных фильмов в полном объеме в виду их исключительной важности для национальной культуры и воспроизведения профессиональных творческих кадров. При этом, необходима прозрачность механизма распределения субсидий. Что касается полнометражного анимационного кино, то государственная поддержка должна быть направлена на проекты студий, которые потенциально могут стать индустриальными. Также меры государственной политики должны поддерживать необходимый объем производства российских анимационных сериалов для детей и содействовать повышению культуры индустриального производства. Следует финансировать производство пилотных серий проектов, которые имеют высокий коммерческий потенциал, обеспечить полное финансирование производства анимационных альманахов и рассмотреть вопрос о ведении квот на телевизионный показ российских анимационных сериалов до достижения целевого уровня. Помимо этого, необходимо позаботиться о финансировании стендов российской анимации на международных кинорынках. Создание за счет государства высокотехнологичных центров коллективного пользования позволит студиям сократить расходы на покупку оборудования и стоимость проекта. Таблица - Оценка Movie Research уровня необходимой господдержки анимации, ее основных субъектов и направлений, представленная в исследовании «Российское анимационное кино» По словам генерального директора Movie Research Олега Иванова, озвученный в прессе объем поддержки «Союзмультфильма» – 250-300 миллионов рублей на 8 лет – это, скорее, дань традиции и жест уважения по отношению к заслуженным художникам. «Для создания индустрии анимационного кино с годовым объемом выпуска более 2000 минут необходимо ежегодно выделять господдержку в размере не менее 800 миллионов рублей». |
||