11.05.2011

«Ростелекому» припомнили звонки в Африку и порнотрафик для слепых

Защитники потребительских прав обратились в Генпрокуратуру с просьбой расследовать деятельность «Ростелекома»

 Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось к Генеральному Прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить практику «Ростелекома» по начислению платы за международные телефонные звонки. В своем обращении ОЗПП указывает на массовое выставление абонентам «сфальсифицированных счетов». В случае нарушений они просят привлечь оператора к ответственности.

Общественники приводят многочисленные примеры счетов, которые абоненты получают за услуги связи. Позже выясняется, что указанный номер нигде не зарегистрирован, либо два телефонных соединения проходят одновременно по одному каналу, либо продолжительность разговоров составляет несколько часов, хотя оператор связи обязан прервать такое соединение.

Например, москвичка Марина Сельвановская в 2008 году получила счет за переговоры с Гвинеей-Бисау на 4 тысячи рублей. Счет выставил московский филиал «Ростелекома» - «Ростелеком ММТ» еще в 2006 году. Через два с половиной года после получения счета компания подала на женщину в суд. Как утверждал «Ростелеком», звонки в Африку производились через Интернет. Но провайдер подтвердил, что в указанные дни выходов в Интернет не было. Оператор не смог представить суду расшифровки телефонных разговоров. Из распечатки тайм-ленты выходило, что во время одного разговора пенсионерка, не прерывая его, каким-то образом одновременно звонила с того же номера еще раз. Решающим доводом ответчицы стал документ из посольства Гвинеи-Бисау: такого номера в их стране просто не существует. Теперь пострадавшая просит взыскать с «Ростелекома» 20 тысяч рублей за три года судебных разбирательств.

От действий «Ростелекома» пострадал и незрячий ветеран Афганистана Константин Жилкин. По мнению «Ростелекома», он не оплатил звонки с Испанией, Великобританией и Новой Зеландией. Ветерана также обвиняли в посещении порносайтов через «Ростелеком». Позже выяснилось, что в счетах указаны несуществующие коды стран, например, 0034 и 0044 (коды Испании и Великобритании - 34 и 44). К тому же «Ростелеком» не предоставляет физлицам в Москве услуги доступа в Интернет, для этого у оператора нет лицензии. Жилкин обратился в Страсбургский суд по правам человека, на данный момент его заявление принято к рассмотрению.

ОЗПП призывают обращать внимание на договор с оператором связи: в нем должно было быть оговорено согласие на предоставление абоненту услуг междугородной, международной связи или других услуг.

Защитники прав потребителей отмечают, что зачастую люди узнают о своих долгах из судебного постановления. Большинство пострадавших, пишут они, из социально незащищенных категорий - пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи.

По словам директора департамента внешних коммуникаций «Ростелекома» Олега Румянцева, информация, которая содержится в сообщении Общества по защите прав потребителей, не соответствует действительности: счета за услуги дальней связи выставляются абонентам автоматически в полном соответствии с Федеральным Законом «О связи» и не могут быть намерено сфальсифицированы. Более того, ни у одного из сотрудников компании «Ростелеком», которая находится в государственной собственности, нет мотива для совершения подобных фальсификаций.

Все претензии, которые перечислены в упомянутом заявлении Общества по защите прав потребителей, относятся к счетам, выставленным много лет назад. Правильность выставления данных счетов была подтверждена в ходе проверки, дополнительно проведенной в установленном Законом порядке. Более того, было выявлено, что эти абоненты стали жертвами мошенничества со стороны третьих лиц, поэтому компания к этим абонентам претензий не имеет. В связи с этим компания готова оказать Прокуратуре максимальное содействие в организации всех необходимых проверок, которые, возможно, позволят выявить организаторов этих мошеннических схем. Несмотря на то, что Общество по защите прав потребителей было проинформировано обо всех перечисленных обстоятельствах, вместо сотрудничества с «Ростелекомом» в интересах потребителей оно предприняло попытку заработать дополнительную известность на людях, ставших жертвой мошенников.