Яндекс изучил медиасферу РунетаИсследование Яндекса посвящено профессиональным online-СМИЯндекс провел исследование медиасферы Рунета. Оно посвящено профессиональным online-СМИ, материалы которых написаны на русском языке сотрудниками редакции этих сайтов. Рассматривались также интернет-версии традиционных СМИ. Основные данные получены с помощью службы Яндекс.Новости, крупнейшего агрегатора новостей в Рунете. В январе 2011 года он обрабатывал в режиме реального времени сообщения более чем 3500 online-СМИ. Данные также предоставили открытая система статистики LiveInternet.ru и компания comScore. Исследование охватывает период с сентября 2010 по январь 2011 года. Яндекс подсчитал, что каждый будний день СМИ публикуют в интернете не менее 50 тысяч новостей на русском языке, каждый выходной — не менее 15 тысяч. Две трети этого потока создают российские издания, 22% — украинские. Ещё примерно 9% сообщений приходят от СМИ из бывших республик СССР, остальные 2–3% — из дальнего зарубежья. 80% новостного потока генерируют всего 20% крупных изданий. Половина всех СМИ пишет не более четырёх сообщений в будний день. С точки зрения количества публикаций самое продуктивное издание — «Комсомольская правда», каждый будний день она выпускает около 900 сообщений. По данным comScore на декабрь 2010, месячная аудитория русскоязычных online-СМИ во всём мире превышает 40 миллионов человек. Около 25 миллионов из них — пользователи из России, около 12 миллионов — из Европы. Тем не менее, по данным LiveInternet.ru, аудитория большинства online-СМИ сравнительно невелика, то есть читатели новостей в интернете получают информацию преимущественно из узкого круга изданий. Мультимедийные объекты в сообщениях online-СМИ встречаются довольно редко: изображения — в 39% сообщений, а аудио и видео — всего в 1–2% случаев. Даже в сообщениях на сайтах телеканалов и радиостанций они есть далеко не всегда. Мультимедиа всех трёх типов (изображения, аудио- и видео) в заметном количестве встречаются в основном на сайтах телеканалов, например, «Россия» (vesti.ru) и «Дон-ТР» (dontr.ru). Количество изображений в сообщениях зависит также от региона издания. Например, украинские СМИ публикуют их в 47% новостей, а российские — всего в 36%. Среди всех типов online-СМИ больше всего сообщений выпускают информационные агентства — в среднем 37 в день. Впрочем, крупнейшие из них пишут гораздо больше — по 300–400 сообщений в день. Информагентства составляют всего 7% от online-СМИ, но благодаря своей активности обеспечивают 22% новостного потока. Меньше всего пишут сайты государственных организаций и тематические сайты — по 3–6 сообщений в день. Тем не менее, тематические сайты генерируют целых 30% новостного потока — просто потому, что их много. Большинство событий не получают сильного резонанса в СМИ — о половине из них выходит не более трёх–четырёх новостей. События, о которых написано более ста сообщений, составляют всего 1%. По данным на осень 2010, сообщения о самых серьёзных происшествиях online-издания публикуют на своих сайтах с задержкой в 20–30 минут. С такой скоростью СМИ реагируют только на особенно значительные события, как правило, произошедшие в Москве. О менее заметных происшествиях или о событиях, случившихся в регионах, обычно сообщают спустя несколько часов. По данным на осень 2010, в каждом четвёртом сообщении online-СМИ содержатся ссылки на другие издания (гиперссылки или текстовые упоминания). 10% из них практически полностью копируют текст источника. Кроме того, около 15% всех сообщений — перепечатки без ссылок на источник. В общей сложности в русскоязычной медиасфере каждый день появляется около 12 тысяч ссылок на другие СМИ. Больше всего ссылаются на крупные СМИ общей тематики. Три самых цитируемых издания — это информационные агентства: РИА Новости, Интерфакс и ИТАР-ТАСС. Среди тематических изданий чаще всего цитируются спортивные — в топ-50 входят «Спорт-Экспресс», «Советский спорт» и Sportbox.ru. Перепечатки возникают сразу же, как только появляется информация о каком-то событии — часто задержка составляет считанные минуты. Особенно часто копируют материалы о событиях, которые вызвали большой резонанс. Если о событии выходит более 50 сообщений, перепечатками оказывается уже не четверть из них, а треть. Впрочем, перепечатка — не обязательно признак дурного тона. Например, издание может быть подписано на материалы информагентства или иметь договорённость с другим изданием на использование его текстов. Осенью 2010 всего 30% изданий ни разу не перепечатали чужих материалов вчистую. Среди них много специализированных — тех, которые пишут только на одну тему или только об одном регионе. Редко перепечатывают чужие материалы и крупные издания. |