21.07.2010
ROMIR

ROMIR исследовал рынок кваса

Квас был популярен во все времена. У многих до сих пор вызывает ностальгические воспоминания запотевшая кружка холодного кваса из разливной бочки, стоящей на каждом уличном перекрестке страны. Сейчас такие бочки встречаются все реже - особенно в крупных городах России. Квас продается газированным и производственно упакованным. Кроме того, появилась масса других прохладительных напитков, которые достойно конкурируют с этим традиционным напитком (лимонад и газировка, бутилированная вода, соки, холодный чай).

Квас более популярен в Москве, чем в других крупных городах России (См. График №1). Так, например, в январе 2010 года 7% московских семей хотя бы раз купили квас, в мае - почти 36%, а в июне – уже 41,5%.

График № 1. Доля семей, покупающих квас хотя бы 1 раз в месяц в Москве и крупных городах России.

Исследования Romir
Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”*.

Наши соотечественники активно пьют квас во время пикников и походов на природу. И доля любителей кваса выше именно среди жителей крупных городов, чем в среднем России (см. Вопрос №1). При этом наиболее активными потребителями этого прохладительного напитка во время пикников являются россияне в возрасте 35-44 лет.

Вопрос 1. Какие напитки Вы пили (алкогольные или безалкогольные) во время похода на пикник?

Исследования Romir

Источник: исследовательский холдинг «Ромир», общероссийский Омнибус**

Исследования Romir

Источник: исследовательский холдинг «Ромир», общероссийский Омнибус**

Наиболее популярная марка кваса - “Очаковский” - на него приходится около половины всего объема покупок кваса в Москве. В других крупных городах России этот показатель ниже за счет более прочных позиций местных игроков рынка. Компания “Дека” и их бренд “Никола” занимает второе место на квасном рынке. Пользуется популярностью и продукция международных корпораций, которые, внимательно относясь к российским традициям, также имеют в своем портфеле марок квас - “Русский дар” у холдинга “ПепсиКо” и “Кружка и бочка” у компании Coca-Cola. Стоит также отметить, что в ассортиментных матрицах СТМ (собственных торговых марок) основных торговых сетей тоже представлена продукция квасной категории, продажи которой набирают обороты к лету.

Уже несколько лет производители, стараясь не только удержать позиции на рынке и увеличить продажи, но и повысить вкусовые качества продукции, выпускают кроме кваса традиционного вкуса или “хлебного”, также квас с разного рода вкусовыми добавками. Среди добавок встречается квас с хреном, с медом, с добавлением яблочного сока, “хмельной” с добавлением спирта, и, конечно же, окрошечный. Существует и продукция, которая разработана специально для детей – например, марка “Квасенок” от “Очаково”.

Тара, в которой продается квас, сейчас также разнообразна – как разливная продукция, выпускаемая в больших кегах, так и продукция в алюминиевых банках, и, наиболее распространенная в пластиковых бутылках.


* Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.

Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)

* Во всероссийском Омнибусе «Ромир», в июне 2010 года приняли участие 1,5 тысячи респондентов из семи Федеральных округов в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.