Подведены предварительные итоги рейтинга популярности видов аутсорсинга в иностранных компаниях в РоссииАутсорсинговое подразделение BDO в России и рейтинговое агентство РБК.Рейтинг подвели предварительные итоги рейтинга популярности видов аутсорсинга бизнес-процессов в иностранных компаниях в России. Всего в проекте участвует более 6000 иностранных компаний в России, представленных во всех сегментах рынка.В качестве объекта исследования спроса на аутсорсинг в иностранных компаниях было выбрано 11 наиболее распространенных функций, среди которых оформление виз и разрешений на работу для иностранцев, юридическое обеспечение деятельности иностранных компаний в России, транспорт и логистика, бухгалтерский учет полностью и его отдельные участки, расчет заработной платы, подбор/обучение персонала, документальный кадровый учет, аутсорсинг сопровождения программного обеспечения и еще несколько видов функций, которые чаще всего передаются на аутсорсинг специализированным провайдерам. В проекте принимают участие иностранные компании более 20 сегментов рынка - потребительский рынок, химическая промышленность, легкая промышленность, производство фармацевтических препаратов, банковский сектор и др. Главная задача исследования - не только определить отношение представителей иностранных компаний к передаче внутренних функций на аутсорсинг, но и сравнить популярность аутсорсинга в российских и в иностранных компаниях, представленных в РФ, по видам внутренних функций. Как показывают предварительные результаты исследования, отношение это является принципиально различным (см. таблицу 1). Первое место по популярности занимает оформление виз и разрешений на работу для иностранцев и юридическое обеспечение деятельности (58%), на втором - услуги в сфере логистики и транспорта (53%), третье место - передача на аутсорсинг отдельных участков бухгалтерского учета. Также согласно ответам респондентов, иностранные компании также предпочитают передавать расчет заработной платы сотрудников. Выборка исследования формируется на основе единственного критерия - доля иностранного капитала в уставном капитале компании. В российских компаниях по-прежнему самыми популярными функциями для передачи на аутсорсинг являются "неключевые и некритичные", такие как физическая охрана, сфера обслуживания (в том числе уборка помещений, корпоративные обеды и прочее), логистика и транспорт, именно они занимают первые три строчки рейтинга. Типичные функции по аутсорсингу бизнес-процессов, например, учетные функции в настоящий момент российские компании реализуют, используя внутренние ресурсы компаний (см. таблицу 2). Ранжирование количественных показателей рейтинга (в том числе, ранжирование популярности по видам аутсорсинга внутренних функций, оценка степени важности факторов при принятии решения об аутсорсинге и др.) осуществляется по 10-балльной шкале (1- наименьший показатель, 10 - наибольший). Ранжирование качественных показателей осуществляется по количеству положительных и отрицательных ответов, полученных в результате исследования. В результате сравнение популярности по видам аутсорсинга внутренних функций в российских и иностранных компаниях выглядит следующим образом (см. таблицу 3). Сергей Тиунов, генеральный директор, аутсорсинговое подразделение BDO в России: - Предварительные итоги исследования среди иностранных компаний, которые мы подвели в июле, наглядно показали, насколько по разному сегодня представители российского и иностранного бизнеса относятся к такому инструменту как передача внутренних функций на аутсорсинг. В иностранных компаниях в России практика передачи на аутсорсинг таких функций как бухгалтерский учет или расчет заработной платы является достаточно распространенной, так как компании осознают, что это - достаточно гибкий инструмент оптимизации внутренних функций. К плюсам аутсорсинга я бы отнес, прежде всего, снижение издержек компании, высокую степень конфиденциальности защиты персональных данных клиентов, автоматизацию бизнес-процессов и минимальную зависимость от человеческого фактора. Как показывают итоги нашего первого исследования, многие российские компании малого и среднего бизнеса еще недостаточно хорошо изучили этот инструмент, поэтому на аутсорсинг, прежде всего, передаются вспомогательные функции, такие как физическая охрана или клининг. Критичные, но не ключевые функции, такие как бухгалтерия, популярны в иностранных и крупных российских компаниях. Среди универсальных внутренних функций, к передаче которых иностранные и российские компании примерно одинаково, является юридическое обеспечение деятельности, а также обучение и подбор персонала. Считаю, что по мере развития аутсорсинга бизнес-процессов в России, популярность передачи на аутсорсинг ключевых и критичных для компаний функций будет расти. Дмитрий Прытин, главный редактор РБК.Рейтинг: - Интерес к этому исследованию со стороны представителей бизнес-сообщества, безусловно, достаточно высок. Во-первых, детального исследования аутсорсинга бизнес-процессов в России с ранжированием по российским и по иностранным компаниям, представленным в России, еще не проводилось, так как ранее большинство компаний сталкивалось, в основном, только с развитием IT-аутсорсинга, что касается сферы обслуживания и физической охраны, к этим функциям термин аутсорсинг применялся крайне редко. Теперь мы видим, что уменьшение доли "серого бизнеса" способствует популяризации аутсорсинга бизнес-процессов как инструмента снижения затрат. Думаю, что итоги исследования, которые мы планируем подвести и опубликовать в конце сентября будут интересны не только лицам, принимающим решения о переходе на аутсорсинг, но и представителям широкой общественности и СМИ. |