Реальные проблемы виртуального магазинаЧтобы выжить, мелкому предпринимателю приходится постоянно работать на грани фола
Александр пришел в малый бизнес еще студентом – после смерти отца они с матерью еле сводили концы с концами. Постоянно выбирать между сосисками в столовой, букетом для девушки и месячной карточкой на Интернет было тяжело и унизительно, но свободное от учебы время появилось только на третьем курсе. Тогда же пришла идея – продавать аудиокниги на CD, самому развозя их покупателям. Работа поначалу приносила хорошие по студенческим меркам деньги, но бизнес быстро заглох из-за всеобщей интернетизации – чтобы скачать аудиокнигу на компьютер, посредники не нужны. Зато появилась новая идея – открыть интернет-магазин техноподарков, необычных гаджетов и товаров для моделистов. Правда, в этой нише в Москве действует довольно дорогая и известная офлайновая сеть, плюс немало более дешевых виртуальных магазинчиков. Новичку, чтобы не затеряться в этой массе, нужно было как-то выделиться. Решено было сделать магазин с космическим уклоном, благо сам его основатель окончил аэрокосмический факультет одного из технических вузов столицы. Бизнес получился не особо прибыльным, так что пришлось Александру устроиться на постоянную работу, чтобы иметь стабильный источник дохода. Тем не менее свое дело он не бросал: курьерами управлял по телефону, а сайтом – с рабочего компьютера. После полутора лет работы вышел на рентабельность бизнеса от 20% до 40%. Чистая прибыль магазина в месяц колеблется от 0,5 до 6 зарплат на основной работе. Эти деньги делятся пополам с компаньоном – одному дело, как ни крути, не потянуть. Ведь нужно платить и за бухгалтерское обслуживание (до 9 тыс. руб. в месяц) и налоги (при таких прибылях по «упрощенке» это минимум 3–8 тыс.). Добавим сюда еще накладные расходы вроде оплаты курьеров и транспорта. В общем, получается, что магазин в некоторые месяцы только-только выходит в ноль. Г-н Рыбаков (фамилия изменена по просьбе предпринимателя) не комментирует эту арифметику, но охотно рассказывает о том, что практически весь малый бизнес в России по сути «серый». Чтобы выжить, он использует «серые» зарплаты и фирмы-«помойки» в операциях, которые требуют наличия юрлица. Существует и более творческий подход – можно работать под собственной торговой маркой и с реквизитами чужого, но реально действующего юрлица, платя этому «лицу» процент с продаж за «прикрытие». Жизнь на грани закона отнюдь не гарантирует отдыха на модных курортах и кутежей в пафосных ресторанах на сэкономленные от уплаты налогов деньги. Наоборот, это экономия на всем: жена компаньона в качестве бухгалтера, его же машина – «фирменный» транспорт для развозки товара. Особый разговор о рекламе, на которую в месяц уходит 4–10 тыс. руб. Продвижение в популярных СМИ отпало сразу – такие расценки не потянуть. Спам тоже оказался неэффективным и вдобавок вызывал раздражение у потенциальных покупателей. Остались баннеры на тематических сайтах и покупка рекламных ссылок как результат долгого интернет-поиска. Ну и друзья выручают, бесплатно давая место на своих сайтах. Однако даже виртуальный магазин живет реальной жизнью – посылает «живых» курьеров к покупателям и взаимодействует с государственными органами. Соприкосновение с этой реальностью порой бывает очень жестким. Возьмем такой, казалось бы, тривиальный элемент этого вида торговли, как доставка. Истории о том, как покупатели портили или даже сжигали товар, предприниматель вспоминать не хочет, хотя их было немало. «Беда» в том, что Рыбаков взял курьерами несколько инвалидов с ДЦП. Это совершенно нормальные ребята, но из-за болезни у них небольшие трудности с речью. Работают они охотно и очень добросовестно. Но наши граждане инвалидов, как оказалось, на дух не переносят. У них не только отказываются принимать товар, но и с лестницы могут запросто спустить! «Вот и говорите после этого о социальной ответственности бизнеса…», – горько усмехается Александр. По его словам, отдельную оду надо сочинить о заказе товаров из-за рубежа. Частные компании могут отправить товар не туда или установить таможенные правила, отличающиеся от общепринятых, а государственной почтой посылка из Америки идет месяц, из которого только четыре дня – по территории США. Наши банковские работники не понимают английского, а система PayPal не переводит деньги в Россию, поскольку считает нашу страну «прачечной» для отмывания денег. Но настоящим бриллиантом в этом ожерелье проволочек и тягомотины сияет отечественная таможня. По закону частные лица могут свободно получать посылки из-за рубежа стоимостью до 10 тыс. руб. Если дороже, плати пошлину 30%. Бизнесмены по обе стороны границы этим активно пользуются, поскольку трудно определить стоимость товара и доказать, что посылка отправлена не для личных нужд, а для бизнеса. Таможенники не остаются в долгу и используют любой предлог для задержки товара, даже когда никаких оснований для этого нет. Кризис на бизнесе Александра Рыбакова, в общем-то, не сказался, разве что выросли закупочные цены. Однако россияне, отложив планы приобретения квартир и авто, видимо, не смогли отказать себе в удовольствии купить недорогой техноподарок. Поэтому в прошлом году предприниматель решил провести масштабную промоакцию – устроить бесплатный фестиваль для моделистов, который бы в том числе помог продвижению товаров из его магазина. Оказалось, что одного звонка конкурентов с жалобой на несанкционированное собрание достаточно для появления на месте проведения фестиваля сотрудников ФСБ и милиции. И хотя прибывшие силовики отлично понимали, откуда растут ноги, «не реагировать на сигнал не могли» и нашли предлог, чтобы отправить участников фестиваля по домам. Рыбаков, по его словам, получил урок на всю жизнь: «наезды» и «разборки» с помощью силовиков существуют не только в мире больших денег. Российский малый бизнес использует методы крупных собратьев в борьбе за рынок сбыта, даже если он насчитывает несколько десятков человек на всю Москву. НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВ Новые Известия |
||