Кто всех бодрее по утрам?Обзор российского рынка чая и кофеИсследования компании Nielsen РЫНОК ЧАЯ Стремление потребителей к экономии времени и удобству потребления способствует росту продаж чая в пакетиках. Этот сегмент по-прежнему остается наиболее быстрорастущим на рынке. За период с августа 2008-го по июль 2009 года в натуральном выражении на долю пакетированного чая пришлось 49,9% рынка, а на долю фасованного листового – 43,3%. Для сравнения, в период с августа 2007-го по июль 2008 года аналогичные показатели составили соответственно 46 и 45,6%. Рост пакетированного чая происходит за счет сокращения доли фасованного – рассыпного – чая, продажи которого постоянно снижаются. Сокращение продаж фасованного чая в свою очередь обусловлено падением продаж в сегменте фасованного гранулированного чая. Так, в период с августа 2008-го по июль 2009 года доля гранулированного чая в натуральном выражении составила 6,8%, а в период с августа 2007-го по июль 2008 года – 8,4%. Стоит отметить, что эта тенденция наблюдается уже в течение нескольких лет. Значимость канала современной торговли в розничных продажах чая растет. По данным аудита розничных продаж в городах России с населением свыше 10 тысяч человек в июне-июле 2009 года на долю супер-, гипер- и минимаркетов пришлось 58% в стоимостном выражении (табл. 2).Для сравнения, в июне-июле 2008 года доля этих форматов составляла 52,1% по стоимости. Под минимаркетами подразумеваются магазины самообслуживания меньшей площади, чем супермаркеты. Что касается конкурентного окружения на российском рынке чая, то в период с декабря 2008-го по июль 2009 года совокупная доля лидеров рынка составила порядка 70% в натуральном выражении. Лидерами по розничным продажам чая являются компании Ahmad Tea Ltd. (Великобритания, ТМ Ahmad), Unilever (Великобритания-Нидерланды, ТМ Lipton, «Беседа», «Брук Бонд»), ОАО «Компания «Май» (Московская область, ТМ «Лисма», «Майский») и ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург, ТМ Greenfield, Tess, «Принцесса Нури», «Принцесса Канди»).* РЫНОК КОФЕ В июне-июле 2009 года почти 55% кофейного рынка в объемном выражении приходилось на растворимый кофе (табл. 4).Более 24% продаж принадлежали кофе в цельных или молотых зернах. Остальные доли занимали растворимый кофе с добавками – сухое молоко, сахар и другие – и кофейные напитки. Такое соотношение долей рынка достаточно стабильно на протяжении последних лет. Несмотря на кризис, в сегменте растворимого кофе наблюдается долгосрочная тенденция переключения потребителей с дешевой продукции на более дорогую. Можно предположить, что кофе – это не та категория, на которой потребитель готов экономить. Потребитель, скорее, будет покупать меньшими объемами, но по-прежнему хороший, качественный продукт, к которому он привык. Кроме того, в кризис кофе можно причислить к категории продуктов «маленьких радостей» для потребителя, он может сэкономить на других товарах повседневного спроса, в том числе и для того, чтобы иметь возможность купить тот напиток, который ему нравится. Современная торговля остается основным каналом розничных продаж кофе – более 58% объемов категории приходится на гипер-/супер- и минимаркеты (табл. 5).За июнь-июль продажи остались стабильными продажи в киосках и павильонах по сравнению с весной, а также на открытых рынках. В тройку компаний – лидеров российского кофейного рынка входят Kraft Foods Inc. (США, ТМ Jacobs), Nestle S.A. (Швейцария, ТМ Nescafe) и Tchibo GmbH (Германия, ТМ Davidoff). На долю этих компаний приходится около 60% рынка в стоимостном выражении. Что касается видов упаковки, то их разнообразие характерно для сегмента растворимого кофе. Более половины продаж в стоимостном выражении здесь приходится на кофе в стеклянной банке, однако доля этой упаковки в течение уже 2,5 лет постепенно сокращается в пользу мягких упаковок, которые позволяют производителям снижать конечную цену продукции. Металлические банки устойчиво занимают вторую позицию по объемам продаж в стоимостном выражении. * Здесь и далее компании приведены в алфавитном порядке.
|