22.12.2009

Тайный союз Христенко

Глава Минпромторга заявил, что в России появится второй крупный международный альянс в автопроме, однако назвать его участников отказался

Фото: ИТАР-ТАСС
Как заявил в понедельник глава Минпромторга Виктор Христенко, в России в скором будущем может появиться еще один крупный альянс между отечественным и иностранным автопроизводителями. Однако подробности чиновник рассказать не захотел, сославшись на то, что говорить об этом «пока рано». Эксперты сходятся во мнении, что российской стороной сделки станет группа ГАЗ, хотя не исключают и вариантов с компаниями ИжАвто и «Соллерс».

Второй раунд

В России может появиться еще один крупный альянс между российским и иностранным производителями легковых автомобилей. Об этом в понедельник сообщил министр промышленности и торговли Виктор Христенко, передает «Интерфакс».

«Второй альянс создается на базе российского системообразующего предприятия и иностранного партнера»

«Мы сейчас работаем над вторым альянсом в этой же сфере, и думаю, что в ближайшее время он тоже увидит свой свет, в том числе и публичный», − сообщил министр, напомнив, что первый альянс − это Renault-Nissan и АвтоВАЗ.

Вместе с тем Христенко отказался назвать конкретных автопроизводителей, сославшись на то, что говорить об этом «пока рано». Однако министр дал четко понять, что второй альянс создается на базе российского системообразующего предприятия и иностранного партнера.

«Это полноценные автопроизводители, которые имеют компетенцию от инжиниринга до создания основных узлов и агрегатов, в том числе и силовых агрегатов. Имеют параметры производства на российской территории, измеряемые сотнями, а не десятками тысяч машин», − добавил Христенко.

Вариант вероятный...

Кто станет этим «таинственным автопроизводителем» с российской стороны? Формально в нашей стране под обозначенные министром критерии подпадает только группа ГАЗ: в 2008 году компания произвела около 190 тыс. единиц легковых автомобилей и коммерческого транспорта.

Тем более что принадлежащая Олегу Дерипаске компания уже участвовала в несостоявшейся покупке Opel у GM в качестве индустриального партнера альянса Сбербанк-Magna. Тогда ГАЗ предлагал собственные производственные мощности для сборки автомобилей концерна.

...Маловероятный...

Впрочем, по мнению аналитика БКС Севастьяна Козицына, вместо ГАЗа озвученным Христенко производителем вполне может стать ИжАвто. В самом деле, до кризиса ИжАвто входило в пятерку крупнейших российских производителей легковых автомобилей, собирая по 220 тыс. единиц продукции в год. Предприятие выпускало автомобили Иж-27175, ВАЗ-2104, а также собирало машины Kia Spectra и Kia Sorento.

Другое дело, что сейчас состояние ИжАвто таково, что любой стратегический инвестор побежит от компании как от чумы. В частности, по данным Минпромторга, в первом полугодии 2009 года ИжАвто по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократило выпуск легковых автомобилей почти на 70%, а грузовых − на 31%.

Кроме того, 6 августа текущего года предприятие подало заявление о банкротстве. Арбитражный суд Удмуртской республики признал несостоятельность ОАО «ИжАвто» и ввел на автозаводе процедуру наблюдения до 4 марта 2010 года. При этом следственные органы по итогам проверки возбудили уголовное дело о преднамеренном банкротстве.

...И неожиданный

Таким образом, по мнению экспертов, вполне может случиться так, что государство сделает ставку на третьего крупнейшего игрока в российском автопроме − компанию

«Соллерс». Последняя по итогам 2008 года выпустила около 80 тыс. легковых автомобилей, что хоть и заметно не дотягивает до обозначенных Виктором Христенко параметров, все же оставляет «пространство для маневра».

Тем более что, в отличие от ГАЗа и ИжАвто, в кризис «Соллерс» активно развивается − в частности, 29 декабря компания планирует спустить с конвейера во Владивостоке первый произведенный по лицензии корейский джип SsangYong Kyron стоимостью около 21 тыс. долларов.

При этом, по неофициальной информации, зарубежным партнером «Соллерс» может стать... Fiat. В частности, предприятия «Соллерса» уже собирают на своих предприятиях автомобили итальянского автоконцерна, а в понедельник появилась информация, что гендиректором ООО «Соллерс-Дальний Восток» (местная «дочка» «Соллерса») назначен Александр Корнейчук, с февраля 2009 года занимавший должность генерального директора СП Fiat-Sollers.

Варианты есть

«Я бы не взялся прогнозировать, какие компании составят второй крупный альянс между российскими и иностранными автопроизводителями, − комментирует аналитик отраслевого агентства «Автостат» Сергей Удалов. − Нет информации, а гадать пока не имеет смысла».

В то же время эксперты отмечают, что первоочередным кандидатом на вхождение в альянс с российской стороны является ГАЗ, а за ним следует «Соллерс». «В перспективы же ИжАвто я не верю, − комментирует источник газеты ВЗГЛЯД в Минэкономразвития. − В настоящее время компания проходит процедуру банкротства, так что она вряд ли будет интересна инвесторам».

Вместе с тем отраслевые эксперты сходятся во мнении, что американцы и китайцы вряд ли станут нашими партнерами. «Вариантов очень много, − отмечает Козицын. − Например, это могут быть корейские компании. Чисто теоретически в альянс может войти и французская Peugeot Citroеn, хотя я сомневаюсь, что в развитии собственного автопрома Россия будет делать ставку исключительно на Францию».

Валерия Вдовенкова

Взгляд