06.10.2009

ФАС письменно разъяснила пивоварам, как нельзя рекламировать пиво

Федеральная антимонопольная служба ответила на запросы Союза российских пивоваров, в которых производители просили разъяснить, какие приемы допустимы при рекламе пива. С января 2005-го вступил в силу запрет на использование в рекламе пива образов людей и животных, напоминает «Коммерсант»

Но в мае этого года ФАС на специальной встрече указала пивоварам, что в своих роликах они все-таки обходят его, используя диалоги или монологи конкретных персонажей. Монолог от первого лица либо разговор двух и более лиц, сюжетно связанный с содержанием видеоматериала, даже если участники диалога не появляются в кадре, признается использованием образа человека, говорится в письме за подписью заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова.

Впрочем, сам по себе человеческий голос "является формой предоставления информации", уточняет ФАС. Поэтому если этот голос за кадром просто расхваливает рекламируемый товара либо рассказывает абстрактную историю, где никак не задействованы люди и животные, то никакого нарушения закона "О рекламе" нет. Зато, говорится в письме ФАС, недопустимо в рекламе пива использование деталей, явно свидетельствующих об участии в сюжете человека: например, "накидываемое на вешалку пальто или переворачиваемый на мангале шашлык".

ФАС также уточняет, что логотип пивоваренной компании, размещенный не на ее официальном сайте, признается рекламой и, следовательно, должен сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного употребления пива. Рекомендации службы в скором времени будут опубликованы на ее сайте, пообещала «Коммерсанту» заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина.

Председатель исполнительного комитета Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов напомнил «Коммерсанту», что пивовары еще летом добровольно убрали из эфира все спорные ролики. После введения запрета на использование образов людей и животных у зрителей неизбежно снизилось понимание сюжета пивных роликов и вовлеченность в просмотр, говорит газете гендиректор исследовательской компании ARMI-Marketing Дмитрий Писарский. Зато, полагает он, рекламные агентства, обслуживающие пивоваров, стали гораздо активнее интегрировать в сюжет сам пивной бренд — он стал непосредственным участником роликов. Этой осенью, как известно, президент Дмитрий Медведев поручил правительству внести в закон "О рекламе" поправки, еще больше ограничивающие рекламу пива. С 2007 года в Госдуму было внесено девять законопроектов, предлагающих ужесточить рекламу пива, но до сих пор правительство давало на них отрицательные заключения.