09.06.2009

Почему люди не летают

Авиаторы во всем мире подсчитывают убытки

Фото: AP. FRANK AUGSTEIN
Фото: AP. FRANK AUGSTEIN
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщила вчера: убытки компаний-авиаперевозчиков в нынешнем году составят порядка 9 млрд. долларов. Это вдвое больше, чем предполагалось еще три месяца назад. По оценкам западных специалистов, ситуации хуже в отрасли еще не было никогда. Российские авиаторы тоже страдают, но кроме глобального кризиса, у них есть еще и свой, внутренний.

 

Эксперты IATA видят причины убытков в росте мировых цен на топливо и снижении спроса на авиаперевозки. В последнее время добавился еще и «свиной» грипп – эпидемия не добавила людям желания путешествовать. РФ стоит тут особняком. Объемы авиаперевозок в российской гражданской авиации в конце прошлого года, когда по миру уже ударил глобальный кризис, показали прирост в 8%. В докризисные же годы прирост был на уровне 15–18%, тогда как во всем мире ежегодная прибавка не выходила за 5–6%. В 2008 году у нас ожидали вообще 20-процентный рост, но год этот ознаменовался для отечественной авиации кризисом не только глобальным, но еще и внутренним.

 

Границей между взлетом и снижением отечественные эксперты называют не глобальный кризис, а банкротство в августе прошлого года знаменитого государственного альянса воздушных перевозчиков «ЭйрЮнион». Напомним, что само создание этого альянса было историей беспрецедентной. В мае 2005 года указом президента государство объединило под своим крылом пять крупных авиакомпаний. Получившееся объединение стало третьим по величине авиапредприятием России. И именно оно-то против всех ожиданий и обрушилось спустя три года в пучину банкротства, утянув за собой всю российскую гражданскую авиацию.

 

За четыре без малого года своего существования госкорпорация, не платя по счетам, накопила 1 млрд. долларов совокупной кредиторской задолженности. Банки наотрез отказались продолжать кредитование альянса, и в августе 2008 года «ЭйрЮнион» обанкротился. История была громкой и для многих россиян памятной: поставщики топлива разом отказались заправлять самолеты альянса, в аэропортах застряли тысячи пассажиров. Скоро по цепочке обанкротились и звенья инфраструктуры – аэропорты, заправочные комплексы. Но самом страшным было то, что банки отказали в доверии не только компаниям госавиакорпорации, но и всем авиакомпаниям страны.

 

«А что? Я их прекрасно понимаю, это было очень логично с их стороны, – рассказал «НИ» президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. – Ведь если даже государственная компания не платила по счетам, то что можно было ожидать от частных?! Ужаснее всего было то, что, окончательно потеряв доверие к государственной компании, банки «подстригли» под одну гребенку всю российскую гражданскую авиацию и с сентября в одночасье прекратили кредитование всех авиакомпаний страны. Всех. И пошел обвальный процесс банкротства, особенно небольших компаний. Этот процесс продолжается и сейчас. Ряд авиакомпаний в предбанкротном состоянии, ряд проходит процедуру банкротства, активизировался процесс слияния, поглощения слабых сильными. А потом нас начал добивать еще и кризис мировой».

 

Словом, у нас, как всегда, кроме общих проблем, нашлись и свои.

ЕЛЕНА ВОРОНЦОВА

Новые Известия