01.06.2009

Сбербанк и Magna получили контроль над Opel

Новое руководство надеется, что каждый пятый автомобиль в России будет "Опелем"

Opel Corsa Покупателями контрольного пакета акций Opel станут канадская Magna и российский Сбербанк, сообщает "Интерфакс". Подписано рамочное соглашение, в соответствии с которым GM сохранит 35% акций Opel, 10% останется у работников автоконцерна, Сбербанк получит 35%, Magna - 20%, пишут "Ведомости". Сделка должна быть завершена в течение четырех-пяти недель, а предоплату за покупаемые бумаги в размере 300 миллионов евро внесет уже завтра (всего Magna инвестирует в Opel около 500 миллионов). Когда и как будет оплачивать свою долю Сбербанк, не уточняется. Несмотря на то что Сбербанк станет крупнейшим владельцем Opel наряду с GM, он не будет определять его стратегию и производственную политику, пишет "Коммерсант". По словам премьер-министра земли Гессен Роланда Коха, "российский партнер будет только держателем доли, а "за руководство компанией будет отвечать Magna".

Аналитики уже отмечали, что Magna структурировала сделку крайне выгодно для себя: именно от Magna исходила инициатива покупки Opel, Magna будет руководить немецким автопроизводителем, но формально не будет владеть даже его блокпакетом. Fiat фактически сама вышла из переговоров, пишут "Ведомости". Президент автоконцерна Серджио Маркионне покинул Берлин в пятницу утром, заявив, что Fiat "сделала все, что могла" и улучшать свое предложение больше не намерена, теперь слово за властями Германии. Переговоры в Берлине, по мнению Маркионне, свелись к единственному вопросу: кто готов немедленно предоставить Opel кредит на 450 миллионов евро.

Magna сразу заявила, что готова выделить эти деньги, если немецкое правительство предоставит гарантии на данную сумму. Fiat оказалась более осторожной. GM прогнозирует убыток Opel до налогов и процентных выплат в 2009 г. более 3 миллиардов долларов, пишет Financial Times, продажи вырастут с 22 миллиардов долларов до более 30 миллиардов к 2012 г. Немецкое правительство и земли, на которых располагаются заводы Opel, выделят ей заем в 1,5 миллиарда евро на поддержание деятельности, пока не будет закрыта сделка с Magna. Кроме того, Германия предоставит Opel госгарантии на 4,5 миллиарда евро.

"На мой взгляд, это очень хороший шанс для России - получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейского производителя", - заявил в субботу в интервью "Вестям" президент Сбербанка Герман Греф. ГАЗ выступает как индустриальный партнер в альянсе. Компания готова предоставить площадку в Нижнем Новгороде для сборки Opel. "Сбербанк находится в самом хорошем положении из всех российских банков, потому что все деньги населения, которые бегут, бегут именно туда, - отметил "Газете" директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Причем в России сегодня средства вкладывать некуда. Ну а денег-то много. Кроме того, полагаю, что господин Греф хорошо понимает, что неизбежна дальнейшая девальвация рубля. Поэтому нужно вкладывать быстро и в какую-нибудь валюту".

Новое предприятие под названием Adam Opel возглавит Карл Петер Форстер, пишет "Время новостей" Стратегической целью консорциума-покупателя становится завоевание российского рынка автомобилей. Здесь руководство Magna рассчитывает в короткие сроки занять долю в 20%.