Дизайн - двигатель бизнеса
В России появилась новая маркетинговая специальность
"Дизайн - двигатель бизнеса" - с таким заявлением выступила в пятницу на выставке "Дизайн и Реклама 2009" Мария Сташенко, академический член Design Management Institute. И в своей презентации "Управление дизайном на предприятии-производителе" наглядно продемонстрировала справедливость этих слов.
Состав.ру уже писал о том, что же такое профессия дизайн-менеджера.
Напомним, что впервые термин "дизайн-менеджмент" был представлен на заседании Королевского Общества Искусств в Лондоне, в 1965 году и с тех пор известен во всем мире. Основные функции дизайн-менеджмента - организация дизайн-процесса, разработка дизайн-стратегии и воплощение дизайна в жизнь, а точнее - в бизнес, и в рынок. Это инструмент для организации процесса разработки новой продукции и подхода к планированию и управлению творческим процессом.
Однако для нашей страны дизайн-менеджмент все еще остается малоизвестным термином. Поэтому примеры, которые привела в своем выступлении Мария Сташенко, основаны на опыте зарубежных компаний.
Согласно статистике, стоимость акций компаний, которые очень многое в своей деятельности ставили непосредственно на дизайн, выросла на 200% по сравнению с теми компаниями, что использовали его в меньшей степени или не использовали вовсе.
Дизайн-стратегия это форма, в которую "упакована" стратегия компании, потребитель может увидеть ее, прикоснуться к ней - успех продукта зависит от того, как он выглядит, то есть от его дизайна. Теперь, когда качество продукции стоит на одинаково высоком уровне, когда производство стабильно, только дизайн может влиять на прибыль компаний. Важно только такое дизайнерское решение, которое приносит прибыль компании и которое приносит удовлетворение потребителю.
"Дизайн по своей сути, - говорит Мария Сташенко, - это не траты, а инвестиции в будущий успех".
***
В 90-х автоконцерн BMW сильно отстал от других автопроизводителей в затрате времени на выпуск новых моделей. В среднем от разработки концепта, до тиражирования модели проходило 50 месяцев. Это происходило потому, что почти весь дизайн-процесс шел вручную, что приводило к высоким затратам времени и ресурсов.
Специалисты по дизайну предложили внедрить передовые компьютерные технологии, которые могли бы ускорить производственный процесс. Чтобы сохранить все плюсы ручного дизайна и вместе с тем ускорить процесс производства, на предприятии был введен пятилетний план, направленный на внедрение компьютерного моделирования для разработки дизайна автомобилей.
В итоге совмещения ручного труда и компьютерного моделирования при разработке дизайн-проектов, время производства сократилось на 65%, затраты - на 25%, стоимость персонала - на 15%, а качество продукции выросло на 18%.
Однако дизайн может не только ускорить производство и позволить сэкономить на нем, но и напрямую увеличить объем продаж продукции. Так SunCorp Communications в 2000 дала дизайн-компании Aloy техническое задание: разработать новейшее дизайнерское решение, которое позволило бы компании увеличить охват рынка, а также и потеснить лидера в этой области - компанию Siemens, держащую 30% рынка.
Дизайнеры подошли с трех сторон: культурной, коммерческой и технологической. Экспертные интервью показали, что потребители уже устали от однообразия модельного ряда домашних телефонов Siemens, что компания остается на своих позициях только за счет продавливания рынка и известности. К тому же Siemens совсем не жаждал как-то менять производственный процесс.
Тогда как более гибкий SunCorp мог себе это позволить. Поэтому дизайнеры из Aloy решили отказать от пан-европейского дизайна, а разработали сразу три решения: северный, латинский и среднеевропейский. Благодаря модельному разнообразию SunCorp доля компании на рынке стала расти и за несколько лет приблизилась к показателям Siemens, чьи показатели в то же время начали ползти вниз. В итоге к 2003 охват рынка SunCorp достиг 30% - исключительно благодаря дизайну.
Однако дизайн-менеджмент подходит не только для крупных компаний, но и для малого бизнеса. Управления дизайном на предприятии одинаково во всех случаях.
Компания Challs International, владеющая марками чистящих средств Buster и Max, проигрывала в битве за полку в супермаркете. Поскольку во всех без исключения супермаркетах место на прилавке - дефицит, и если товар плохо продается, его попросту убирают.
Эксперты по дизайну провели экспресс-аудит и выяснили, что компания хаотично движется от одного бренда к другому и в общем итоге продвигает 92 наименования продукции, что плохо влияет на укрепление позиций. Поэтому Challs International было предложено снизить ассортимент до 4 продуктов, главным из которых стал бренд Buster. Новый дизайн Buster оказался весьма привлекательным, и вскоре компания стала чувствовать себя очень хорошо на мировом рынке - немецкая торговая сеть Aldi, согласилась взять Buster на продажу в свои магазины, а затем продлила контракт еще на несколько лет.
Важно заметить, что стоимость дизайн-проекта составила 40 тысяч фунтов - ничто для крупного бизнеса или годовой доход этой компании. Но оно того стоило - Challs International в итоге стала одним из лидеров по производству бытовой химии в Британии.
***
Однако в российском бизнесе картина совсем не такая радужная. Наши предприятия обращаются к дизайну уже на финальной стадии, а не на начальной, как стоило бы с точки зрения дизайн-менеджмента.
А ведь совсем немного нужно для того, чтобы сделать отечественный бизнес более конкурентоспособным.
Во-первых, постановка системы дизайн-менеджмента на предприятии. Во-вторых, проведение дизайн-аудита (для того, чтобы определить в какой мере и в каком объеме дизайн важен для того или иного предприятия). В-третьих, разработка дизайнерской стратегии с учетом мировых тенденций.
Образовательные программы по дизайн-менежменту раньше были представлены в ведущих мировых университетах, но теперь и в России открывается такой учебный курс. Осенью в Британской Высшей Школе Дизайна в Москве начнутся занятия на учебном курсе "дизайн-менеджмент". Первый в России учебный курс по управлению творческим процессом в дизайне рассчитан на 2 семестра общей продолжительностью 9 месяцев.
Курс рассчитан на тех, кто работает в управлении творческих процессов: арт-директоров, аккаунт- и бренд-менеджеров. Основные вопросы, которые будут затрагиваться во время обучения - это стоимость дизайна, определение дизайн-инвестиций, эффективное управление дизайном, организация своего дела, сплочение и направление творческой команды, состоящей из ярких индивидуальностей, и многое иное.
Прием документов открыт до 30 сентября, а 1 октября уже начинаются занятия. Стоимость всего курса - 4000 евро.
Глеб Кузнецов, Sostav.ru