«Плохо, но не трагично»Больше половины россиян, американцев и европейцев уверены в эффективности национальных антикризисных программ
Тема международного финансового кризиса и борьбы с ним стала интернациональным новостным хитом последних месяцев. Дискутирующие по другим поводам мировые лидеры становятся лояльны и сговорчивы, как только речь заходит о действиях по вызволению планеты из экономического коллапса. Отечественные социологи решили выяснить, насколько актуальны проблемы кризиса для простых обывателей. Причем для чистоты эксперимента в опросе поучаствовали не только россияне, но также жители США, Англии, Германии и Польши.
«Страна, в которой кризис начался, говорит о нем меньше, чем остальные» Как рассказал руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров, самой «говорливой страной» оказалась Россия. 97% соотечественников признались, что регулярно обсуждают кризис. В Германии подобные разговоры ведут 85% опрошенных, в Англии и Польше – 82%, в США – 80%. «Страна, в которой кризис начался, говорит о нем меньше, чем остальные», – отмечает социолог, добавляя, что экономические проблемы являются «действительно мировым поводом для дискуссий».
Основной причиной кризиса большинство респондентов называют неэффективную финансовую политику американского правительства. Во всем виноваты США, уверены 67% россиян, 57% немцев, 40% поляков и 39% англичан. Более того, 53% граждан звездно-полосатой державы также признают недальновидность руководства страны. Чуть больше половины россиян, немцев, англичан и американцев склонны подозревать в непрофессионализме еще и банкиров.
А жители Великобритании не снимают ответственности и с национального кабмина. 56% подданных королевы Елизаветы II считают, что правительство могло бы работать лучше, чтобы не допустить кризиса. «В экономике Англии финансовый сектор играет большую роль. Он дает треть ВВП. Англия сильнее поднялась на финансовом буме, но и сильнее упала в финансовый кризис», – объясняет скептический настрой британцев в отношении к собственному правительству Валерий Федоров.
При этом к самокритике больше всего склонны поляки. 36% из них считают, что одним из поводов возникновения кризиса стало «отсутствие навыков долгосрочного планирования и оценки рисков» у обывателей, набравших банковских кредитов. Такого же мнения придерживаются треть американцев, 29% россиян, 22% англичан и 15% немцев.
Не сбрасывают респонденты со счетов и чрезмерные расходы государств на ведение войн в горячих точках. 17% россиян, каждый пятый поляк и треть американцев считают «военные» траты причиной нынешней нехватки денег. «Имперское перенапряжение не выдумка экспертов, а достаточно распространенное мнение в самих США», – подчеркнул Федоров.
Фактически все опрошенные признались, что на себе почувствовали хладное дыхание кризиса. Как рассказала глава Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Ольга Кузина, в последние месяцы стали жить скромнее 87% россиян, 72% американцев, 67% поляков и 56% немцев. Хуже всего приходится людям старше 41 года. При этом жители США и Западной Европы жалуются на секвестирование личных накоплений, восточноевропейцы припоминают повышение цен, а россияне клянут растущие проценты по кредитам.
Впрочем, материальные проблемы, как выяснилось, не повод терять надежду на лучшее. Львиная доля респондентов смиренно принимают удары судьбы и искренне верят в антикризисные таланты национальных правительств.
Больше половины опрошенных пока не наблюдают положительных изменений, но убеждены, что антикризисные программы кабминов вот-вот заработают. 16% россиян, а также каждый десятый американец и европеец уже заметили сдвиги к лучшему. И лишь треть участвовавших в исследовании людей считают, что никакие правительственные усилия не остановят продолжающееся мировое падение. Причем доля пессимистов выше в Западной Европе: в Англии их 35%, в Германии – 33%. А вот в нашей стране мрачные настроения отличают только четверть сограждан.
Что касается прогнозов на выход из кризиса, то здесь «полюсом оптимизма», по словам Валерия Федорова, опять же является Восточная Европа. Хотя в целом респонденты уверены, что решение экономических проблем – дело долгое и нудное, 46% поляков и 31% россиян говорят, что видят свет в конце тоннеля. По их мнению, кризисного дна мы не только достигли, но даже от него оттолкнулись. В США и Западной Европе превалируют менее радужные настроения. Лишь 16% американцев, 14% англичан и 13% немцев согласны с оптимистичными прогнозами восточноевропейских коллег.
«Для нас кризис – плохо, но не трагично», – объясняет разницу во взглядах на происходящее Валерий Федоров.
По его словам, Россия всего 10 лет назад пережила тяжелый кризис, а Польша в принципе не выходит из предынфарктного экономического состояния. Посему мы не ощущаем нынешние проблемы так остро, как Англия или Германия. «Нас спасает не оптимизм, а отсталость. Мы не так высоко поднялись с колен в тучные 2000-е. Поэтому сейчас нам не так больно падать», – заключает гендиректор ВЦИОМа.
|
||