Лапшу на ушиМакаронные изделия в марте подорожали больше других продуктовПервый весенний месяц в целом не должен был расстроить московских потребителей. В пяти различных торговых точках, в которых наши журналисты уже третий год отслеживают цены на продовольствие, общая стоимость продуктовой корзины «НИ» повысилась в среднем лишь на 0,7%. Однако некоторые наименования еды подорожали, при этом весьма значительно – более чем на 10%. Флагманом ценовой гонки на этот раз стали макароны. В целом на московском продовольственном рынке, если судить по нашему условному набору, наблюдалось ценовое равновесие. Из 23 продуктов, входящих в корзину «НИ», 10 подорожали, 12 подешевели, и лишь один сохранил статус-кво, отметившись нулевым колебанием, – сыр «Российский». Однако за этим общим результатом выстроилась целая цепочка достаточно драматичных для потребителя событий. Некоторые наименования еды повели себя крайне агрессивно. В первую очередь это касается макаронных изделий, которые в среднем подорожали на 21%. Рост цен на этот нехитрый, в общем-то, и совершенно народный продукт (на очень дорогие импортные сорта в «Седьмом континенте» мы внимания не обращаем) произошел в четырех из пяти торговых точек. Особенно заметным он был в недорогой «Пятерочке» – 54%, чуть-чуть отстал «Перекресток» – 37%. Объясняется это, скорее всего, ассортиментными играми – самую дешевую пасту в магазины 31 марта, видимо, «не завезли», поэтому общий ценовой фон пошел вверх. Однако покупателю от этого нелегче. Отнюдь не порадовала и курица, давшая 14-процентную прибавку. Тут впереди всех оказался «Перекресток» (43%), а на втором месте был супермаркет «Фили» (38%). Курятина, которая остается в разы дешевле говядины, – тоже продукт массового спроса, так что подорожание опять-таки ударило в первую очередь по тем, кто вынужден жить по строгому финансовому плану. Примерно так же можно оценить и существенный рост цен на бананы. Едва ли не самый доступный в России фрукт прибавил в цене за месяц в среднем 13%. Если учесть, что в феврале он уже подорожал на 35%, общая прибавка для многих, кто не позволяет себе лакомиться иными дарами природы, может оказаться запретительной. В овощном сегменте тоже были неприятные сюрпризы. Свежие помидоры, например, «выстрелили» на 13%. Правда, при этом подешевели огурцы (на 16%), так что замена, пусть и не вполне адекватная, все же есть. А вот подорожавший на 10% репчатый лук заменить нечем – или он есть на столе, или его нет. Продукт этот в нашей корзине – один из самых дешевых, поэтому каждый рубль прибавки сразу сильно увеличивает процент. Скажем, в «Пятерочке» за 1 кг лука стали брать на 2 руб. больше. Если такое случилось бы, например, с мясом, то, во-первых, этого, скорее всего, никто не заметил бы. А во-вторых, в процентном выражении сей факт выразился бы в ускользающе малых величинах. Ведь говядины дешевле 200 руб. за кило нет даже на самых скромных «народных» рынках. А вот для лука это событие. В «Пятерочке» месяц назад он стоил 8 руб., а в конце марта – уже 10. Получается, что подорожание составило 25%. Те же два рубля, а какая разница! Есть, к счастью, на продуктовом рынке Москвы и хорошие новости. Кроме упомянутых уже огурцов, существенно подешевели также апельсины (13%) – активный цитрусовый сезон заканчивается. Заметно (на 5–8%) снизились средние цены на сливочное и растительное масло, ржаной хлеб, говядину, водку «Столичную». Еще одна особенность марта состоит в том, что цены на некоторые продукты стали выравниваться. Прежде везде примерно одинаково стоил разве что хлеб. Во всем остальном разница была огромной. Если несколько месяцев назад стоимость практически любой еды на довольно скромном по столичным меркам Преображенском рынке и, скажем, в «Седьмом континенте» в центре города разделяла пропасть, то теперь – лишь не очень глубокая яма. Например, минимальная цена «докторской» колбасы в пяти «наших» точках – 240 руб., а максимальная – 286. Сыр «Российский» стоит минимум 172 руб., максимум – 220, сахарный песок – 30 и 40, молоко – 36 и 39 руб. соответственно. А до кризиса разница могла легко составлять 1,5–2 раза. С одной стороны, это говорит о том, что рынки и дешевые магазины постепенно подтягиваются к дорогим. Мало того, тот же сыр, растительное масло и пиво «Балтика» дороже всего продаются на Преображенке. На этом рынке, кстати, стоимость нашей корзины увеличилась больше, чем где бы то ни было, – на 3,7%, тогда как в «Седьмом континенте» она на 2,9% упала. С другой стороны (и это, на наш взгляд, главная причина «благородства» дорогих «точек»), продуктовый ассортимент в городе продолжает упрощаться. И происходит это, в первую очередь, в магазинах ценовой категории выше среднего. Многие товары класса «премиум» и «люкс» исчезают с прилавков – их зачастую просто некому покупать. МИХАИЛ КРЮЧКОВ Новые Известия |