02.03.2009

Гонорары сериальных актеров упали в три раза

 Ассоциация теле- и кинопродюсеров утвердила рекомендованный уровень оплаты труда участников съемочной группы, пишет "Коммерсант".

В Ассоциацию входят 18 компаний, которые в целом контролируют более 80% российского рынка сериалов - в их числе "Амедиа", "Леан-М", "Дирекция кино", Star Media и другие.

Теперь самые высокооплачиваемые актеры, такие как Сергей Безруков или Константин Хабенский, смогут получать до 82,2 тысячи рублей за один съемочный день, что примерно в 3-3,5 раза меньше докризисных расценок.

Гонорар сценариста за одну серию полнометражного фильма теперь может составлять максимум 649,5 тысячи рублей, телефильма - 281,4 тысячи рублей, мини-сериала - 86,6 тысячи рублей. Месячная зарплата, например, звукооператора не должна превышать 60 тысяч рублей, видеоинженера - 40 тысяч рублей, бригадира осветителей - 67,5 тысячи рублей.

В 2008 году работа одного дня актера оценивалась в 36-280 тысячи рублей. "Верхняя планка для актера была примерно 10 тысяч долларов за один съемочный день",- напоминает глава "Амедиа" Александр Акопов. Гонорары сценаристов были на уровне 5-15 тысяч долларов за серию.

"Телеканалы сократили закупочные цены на сериалы почти в два раза, и продакшн-компании вынуждены подстраиваться под рыночную ситуацию",- объясняет "Коммерсанту" генпродюсер компании "Леан-М" Тимур Вайнштейн. "Если в прошлом году мы продавали сериал "Общая терапия" по цене 280 тысяч долларов за серию, то продолжение сериала мы продали уже за 135 тысяч долларов за серию",- соглашается Акопов.

Продюсеры прогнозируют существенное снижение рынка телесериалов: в прошлом году, по оценкам гендиректора кинокомпании RWS Юрия Сапронова, он составлял 600-800 миллионов долларов, при этом около 50% рынка занимали несколько крупнейших производителей, в том числе "Леан-М", "Амедиа", RWS, Star Media. По оценкам председателя совета директоров кинокомпании Star Media Влада Ряшина, сериальный рынок может вернуться на уровень 2006-2007 годов, когда он не превышал 400-500 миллионов долларов в год. "Оценка в 150 миллионов будет реальной",- сокрушается Александр Акопов.

Продюсеры предсказывают и снижение премьерного продукта в эфире телеканалов. "2009-й станет годом повторов, это уже видно по сетке вещания",- говорит "Коммерсанту" Тимур Вайнштейн из "Леан-М". Директор по связям с общественностью кинокомпании "Централ Партнершип" Юлия Куликова предполагает, что теперь телеканалы будут все чаще обращаться к библиотекам.