«Лада»? Спасибо, не надоПродажи «АвтоВАЗа» падают, а предприятие повышает цены на машины
По сравнению с январем 2008 года, когда «АвтоВАЗ» продал 46,6 тыс. авто, реализация машин снизилась на 37,5% – до 29,1 тыс. штук. Автогигант объяснил падение спроса влиянием кризиса: это и нестабильность валютных курсов, и снижение объемов кредитования, и боязнь потребителей делать серьезные вложения. Разумеется, в кризис всем тяжело. Японский автоконцерн NISSAN, тоже снизил в январе российские продажи, правда, поменьше – на 27%. Но японской компании, в отличие от «АвтоВАЗа», правительство РФ никакой поддержки не оказывает и, по-видимому, не окажет. Так что пенять только на кризис явно не стоит – люди не поймут. Именно в кризисных условиях отечественный автопром стал есть государственную поддержку полной ложкой. Главной мерой стало введение с 12 января повышенных импортных пошлин на иномарки. Это должно было перекинуть часть потребительского спроса на российские машины. Решение о росте пошлин вызвало бурные протесты, особенно на Дальнем Востоке. Но правительство быстро нашло выход – оно установило исключительный тариф на железнодорожную перевозку отечественных авто в Дальневосточный регион. Тариф рассчитывается по коэффициенту 0,54 от стандартной суммы перевозки. Эта мера призвана дать страждущим жителям Приморья возможность купить «Лады» по приемлемой цене. Кроме того, правительство РФ приняло решение субсидировать часть процентной ставки по автокредитам на производимые в РФ автомобили стоимостью до 350 тыс. руб. Размер помощи государства – две трети ставки рефинансирования ЦБ (13% сейчас). Помимо этого, Госдума начала работу над реструктуризацией налоговой задолженности или получения налогового кредита для автопроизводителей. Если и этого будет мало, планируется расширить госзаказ на покупку российских автомобилей. Общий объем господдержки для автопрома, по экспертным расчетам, составит до 200 млрд. руб. Однако положительного эффекта огромные денежные вливания пока не принесли. Продажи российских заводов падают сильнее, чем у зарубежных концернов, живущих в таких же жестких условиях отечественного рынка. Очевидно, что потребитель просто не хочет пересаживаться на «Лады», как бы его ни упрашивали. В таких условиях вопреки здравому смыслу компания в конце января объявила о повышении цен на свою продукцию на 2,45%. Правда, затем смилостивилась и скорректировала решение: рост цен будет касаться только выпущенных в 2009 году автомобилей. Застоявшиеся на складах в тщетном ожидании покупателя машины все-таки отдадут по прежним ценам – весьма, заметим, высоким и никак не сообразующимся с отсутствием у этих авто каких-либо конкурентных преимуществ перед того же типа и класса иномарками. В комитете Госдумы по промышленности это решение назвали возмутительным, добавив, что при снижении цен на сырье (металлы, в частности) себестоимость производства должна снижаться. Соответственно, должна падать и цена. При этом депутаты открыто обвинили руководство предприятия в том, что оно даже в условиях кризиса не торопится снижать зарплаты и бонусы топ-менеджерам. Впрочем, отдельные чиновники убеждены, что автопрому требуются новые преференции. Так, гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов предложил недавно снизить НДС для автопроизводителей с 18 до 12%. «Без дальнейшей господдержки и протекционистских мер отечественному автопрому не обойтись», – заявил он. Вопрос – в коня ли корм? По прогнозам специалистов отрасли, 2009 год будет тяжелым для всех производителей. При этом существенные преференции если и помогут отечественному автопрому, то не сильно. «В прошлом году в России было продано 3,612 млн. автомобилей. В этом году продажи, по нашим прогнозам, упадут до 2,7–3 млн. штук, – сообщил «НИ» заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженкин. – Прогноз по отечественным производителям давать трудно. Первый квартал, очевидно, будет провальным. Дальше, надеемся, дела начнут немного поправляться. Все будет зависеть от того, как пойдет реализация обещаний правительства. Пока неясно, насколько эффективным будет субсидирование ставок по автокредитам. Вдруг народ не пойдет? Или банки какие-либо условия неприемлемые поставят. Сложно предсказать. Но по предварительной оценке снижение продаж отечественных марок может составить до 20%». При этом специалист добавил, что лучше всего себя будут чувствовать иномарки, собранные на территории России. Их продажи упадут меньше всего. А в случае позитивных изменений в экономике этот сектор может показать даже небольшой рост. То есть потребитель, даже в период кризиса, сделает свой выбор в пользу иномарки. АНДРЕЙ ДОЛГИХНовые Известия |
||