05.02.2009

Молодо-зелено

Юное поколение россиян отличается оптимизмом, который может поколебать кризисная реальность

Современная молодежь более оптимистично, чем старшее поколение, оценивает экономическое положение страны и собственные перспективы, отмечают социологи. Доля молодых, ожидающих улучшения своего благосостояния в кризисном 2009 году, вдвое больше, чем в среднем по стране. При этом юное поколение меньше всего интересуется положением дел в экономике и переживает по поводу роста цен и низкого уровня зарплаты. По мнению экспертов, такой настрой может сыграть с незрелыми оптимистами злую шутку – в кризис под сокращения в первую очередь будут они.

Представление о том, что студент беден, постепенно перестает быть актуальным. Социологи, маркетологи и производители товаров для молодых утверждают: деньги у юного поколения появились. Данные последнего всероссийского опроса фонда «Общественное мнение» с участием 34 тыс. человек показывают: 14% наших граждан в возрасте от 18 до 24 лет считают свое материальное положение хорошим, 66% – средним и 16% – плохим. В среднем по стране довольны достатком лишь 8% населения, а недовольны – 26%.

Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий считает такой расклад вполне обоснованным. «Сейчас тем, кто начинает трудовую деятельность (по крайней мере, в крупных городах) еще предлагают хорошие места, пусть и с меньшими, чем еще недавно, окладами, но с перспективами, а на низкооплачиваемых должностях сидит старшее поколение», – пояснил «НИ» эксперт. Это и дает молодежи основания считать, что все не так плохо.

Видимо, поэтому почти две трети молодых россиян (63%) уверены в правильности выбранного нашей страной курса. Среди сорокалетних таких лишь половина, а в рядах пенсионеров – 42–45%. Похожим образом распределяются ответы на вопрос, справедливо ли устроено современное российское общество? Молодое поколение заметно чаще старших отвечает утвердительно. По мнению исследователей, это ярко характеризует «поколение путинской стабильности» – более лояльное, консервативное и конформистское, нежели «ельцинская» молодежь 1990-х. Борис Кагарлицкий объясняет это тем, что представления о жизни у нынешней молодежи в большей степени сформированы официальной пропагандой, чем реальными фактами.

По данным исследования, осведомленность молодежи о положении дел в отечественной экономике существенно ниже, чем у старшего поколения. Отличаются двадцатилетние и отношением к наиболее актуальным проблемам страны. Их больше всего волнует дороговизна жилья и ситуация в сфере образования, и куда меньше – рост цен на товары и услуги, проблемы ЖКХ и низкий уровень зарплаты.

Юное поколение с гораздо большим оптимизмом смотрит в будущее. В то, что через год отечественная экономика будет расти, верят лишь 14% населения от 30 до 60 лет и 20% молодых. Еще сильнее разрыв в том, что касается перспектив личного благополучия: оптимистов среди молодежи вдвое больше, чем среди других возрастных групп, – 29%. «Старшее поколение имеет представление, что такое экономическая депрессия и что трудные времена могут продолжаться долго, молодые – нет. Поэтому их высокие ожидания – это нормальный оптимизм, – отмечает Борис Кагарлицкий. – Проблема в том, что они заблуждаются, и реальность будет зеркально противоположной. Увольнять молодых будут в первую очередь – у них меньше опыта, и они хуже работают». По мнению специалиста, обманутые высокие ожидания и оптимизм могут смениться злобой. «Когда вы ждете плохого и приходит плохое, вы воспринимаете это нормально, а если приходит хорошее – радуетесь. Но если вы ждете хорошего, а приходит плохое – рождается обида», – заметил эксперт.

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Новые Известия