24.11.2008
DairyNews

Водка с молоком

В Москве состоялась очередная Информационная встреча участников молочного рынка «Водка с молоком», посвященная проблеме снижения потребления молока и молочных продуктов в России, а также выработке возможных мер по стимулированию потребительской активности на молочном рынке. Мероприятие было организовано Информационным агентством DairyNews. В информационной встрече приняли участие   ведущие компании-производители и переработчики молочной продукции, представители Государственной Думы Российской Федерации, Национального союза производителей молока, а также эксперты отрасли. 

По данным российских экспертов, опубликованным ИА DairyNews, в течение последнего года в России в связи резким ростом цен на молочную продукцию российский покупатель стал сокращать потребление молочных продуктов и изменять структуру потребления в пользу других продуктов питания. В итоге, объем потребления молочных продуктов на душу населения, впервые за последние 10 лет сократился, а общий объем потребления упал на 1.7- 2 млн. тонн. 

По данным исследовательского агентства Nielsen Russia, доля молочных продуктов в денежном выражении составляет 16% от общего объема продуктов питания и напитков в России. При этом молочный сегмент оказался единственным, не выросшем в натуральном выражении, сократившись на 8%. Самым же объемным в денежном выражении оказался сегмент алкоголя – 46% от общего объема рынка продуктов питания и напитков.

Эксперты полагают, что развитие этой тенденции негативно отразится на молочном рынке России.

По мнению главного редактора ИА DairyNews Михаила Мищенко, «ситуация на молочном рынке близка к катастрофической: ежегодно Россия делает крупные закупки молочного скота, однако эти цифры не пропорциональны росту производства молока в нашей стране. Скот беспощадно режется, поскольку не окупает себя. Эта тенденция имеет несколько причин, главная из которых – крайне низкое потребление молока и молочных продуктов россиянами, которое, к тому же, снижается. Потребности в молоке в нашей стране настолько низкие, что даже импортное сухое молоко, доля которого на молочном рынке России составила 16%, залеживается на предприятиях переработки. Для того, чтобы сохранить отечественное молочное производство, государство должно в кратчайшие сроки разработать и реализовать программу стимулирования потребления молока и молочных продуктов».

По словам Татьяны Рыбаловой, Ведущего эксперта ИКАР, «уровень среднедушевого потребления продуктов питания, в том числе, молока и молочных продуктов, зависит от большого числа факторов экономического и социального характера. Максимальных объемов потребление молочных продуктов достигло в советский период – 390 кг. На сегодня этот показатель снизился более чем на 40% - до 230 кг>. И есть основания полагать, что в ближайшее десятилетие перейти рубеж в 270 - 280 кг нам не удастся, но и достигнуть этих показателей невозможно без содействия государства и участников молочного рынка».

Как сообщил на мероприятии, первый заместитель председателя Комитета ГД по аграрным вопросам Айрат Хайрулин, цена на молоко очень сильно влияет на покупательскую способность. «Сегодня мы говорим, что каждый россиянин потребляет более 200 литров. Я полагаю, что реально это гораздо меньше, поскольку подобное суждение похоже на среднесуточную температуру по больнице. С 90-ых годов поголовье коров сократилось с 23 млн до 9 млн, при этом только молоко от 6 млн коров поступает в переработку и которое доходит до горожан.»

«Учитывая то, что всего 11-12 млн тонн поступает в переработку, а в России проживает около 100 млн горожан, получается, что каждый горожанин потребляет 120 литров молока в год», - утверждает Айрат Хайрулин.

Илона Лепп, Директор Отдела продаж и обслуживания клиентов Подразделения аудита розничной торговли компании Nielsen Россия, считает, что "сокращение продаж молочных продуктов - долговременный тренд. И в последнее время рост цен только подстегнул его. Парадокс в том, что молочная группа товаров традиционно ассоциируется со здоровым питанием - одним из главных трендов потребительского рынка. Те, товары, которые активно рекламируются и информируют потребителей о своей пользе продаются лучше".

Многие эксперты молочного рынка сходятся на том, что одной из главных причин снижения потребления молочных продуктов в России является стремительный рост цен на них. По мнению Павла Исаева, директор по корпоративным коммуникациям компании Юнимилк, «Цена сыграла большую роль, возникла ценовая диспропорция. Молоко заметно подорожало в сравнении с другими продуктами в структуре продуктовой корзины. Безусловно, сыграл недостаточно прочный имидж молока как чего-то ценного. Молоко в этой конкуренции проиграло. Мы считаем, что цена на молочные продукты достигла своего предела. Факторы повышения цены исчерпаны. Я полагаю, что цена будет расти даже медленнее инфляции».

Василий Бойко, Председатель совета директоров группы компаний "Вашъ Финансовый Попечитель», считает, что «правы те, кто говорит, что потребление упало за счет беднейших слоев, у которых не хватает денег на молоко. Если мы посмотрим на рекламу, то можно заметить, много рекламы соков, пива. В то время, как на молоко рекламы нет».

По мнению президента ГК «Русские фермы» Андрея Даниленко,  на сегодняшний день, большое достижение, то, что министерство сельского хозяйства выделяет средства на стимулирование потребления молока.  «Ещё 10 лет назад никто не мог об этом даже и мечтать, - отметил Андрей Даниленко, - Эта ситуация позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.»

Кроме того, участники мероприятия затронули вопрос здоровья нации: молочные продукты, лежащие в основе питания человека, замещаются другими продуктами. Особенно опасна пропаганда слабоалкогольных напитков. Россия рискует окончательно подорвать не только молочную отрасль, но здоровье нации, если не примет срочные меры по стимулированию потребления молока и молочных продуктов