Компания КОМКОН представляет результаты первой волны ежемесячного кризисного онлайн-мониторинга Компания КОМКОН представляет первые результаты мониторинга реакции россиян на экономический кризис. Данный проект является своего рода "компасом", который поможет компаниям выбрать оптимальную линию "маркетингового поведения" в сложившихся условиях. Сбор данных первой волны кризисного мониторинга проходил с 1 по 7 ноября. В дальнейшем мониторинг будет проводиться ежемесячно вплоть до стабилизации экономической ситуации в стране. Данные собираются с помощью опроса через собственную интернет-панель КОМКОН. В каждой волне исследования принимают участие жители российских городов-миллионников в возрасте 18-45 лет, опрашивается 800 респондентов. Исследование содержит вопросы, касающиеся общей осведомленности опрашиваемых о кризисе и его течении, их отношения к происходящему на мировых и российских рынках, предпочитаемых источников информации, признаков кризиса и возможной его продолжительности, последствий кризиса для родных, друзей и знакомых, влияния кризисной ситуации на покупательское поведение опрашиваемых, в том числе с разбивкой по категориям (28 продовольственных и непродовольственных категорий). Отдельный вопрос посвящен тому, как в сложившейся ситуации россияне распоряжаются накопленными сбережениями. Большое количество открытых вопросов в анкете помогает лучше оценить реакцию респондентов. Результаты первой волны По результатам опроса 65% участников исследования назвали экономический кризис в России одной из наиболее важных тем настоящего. Cкорее волнует или очень волнует кризис в стране 80% опрошенных. Абсолютное большинство россиян уже столкнулось с различными проявлениями кризиса на собственном опыте. Две трети (66%) респондентов сказали, что стали экономить хотя бы на одной из 28 продуктовых категорий, включенных в опрос. Чуть больше четверти респондентов (26%) закупили впрок продукты хотя бы одной из этих категорий. Россияне стали экономить на кафе и ресторанах - среди тех, кто хотя бы время от времени питался вне дома, 10% стали делать это реже, либо отказались вообще; 38% опрошенных стали экономить, выбирая более дешевые заведения и блюда. Говорят респонденты (несколько цитат из открытых вопросов) " "Так как стараюсь экономить всегда, кризис пока особо не затронул мои покупки" " "Ситуация пока не настолько критична, чтобы менять стиль покупок, однако, я не исключаю такого варианта развития событий в будущем." " "Это пугает", "Катастрофа", "Все очень страшно" " "Не понятно, как на это реагировать обычному гражданину и чего от этого ждать, хотя почему-то кажется, что всё будет хорошо" " "Кризис раздут паникерами и СМИ", "Я считаю, что всё это придумано нашим правительством" " "Cтала покупать больше сладостей - повышаю таким образом настроение" Вторая волна кризисного мониторинга будет проведена в начале декабря' 2008, результаты сравнения первой и второй волн будут готовы к середине декабря. |