В Европе закрываются автозаводы. Концерн Daimler объявил о прекращении производства на пять недель после первой декады декабря
Мировая конъюнктура оставляет германским автостроителям все меньше поводов для оптимизма. Завод Daimler в немецком городе Зиндельфингене, на котором работают 36 тыс. человек, на пять недель приостановит работу.
«Америка повержена, Западной Европе приходится тяжко, перспективные регионы вроде Китая и Россия могут начать спотыкаться» Производственные линии будут остановлены 11 декабря, а вновь автосборка начнется не раньше 12 января. Также перерыв в работе запланирован на заводе Daimler в Тюркхайме, где занято 17 тыс. человек. Всего перерыв в работе запланирован на 14 заводах концерна. Руководство автомобильной фирмы заверяет, что не планирует увольнений.
Поводом для этих экстраординарных мер стало падение продаж. В конце лета – начале осени обороты Daimler по всему миру снизились на 7%. К концу года будет собрано на 80 тыс. машин меньше, нежели это было запланировано.
«Пока нет оснований рисовать мрачную картину, – заверяет во вторник газета Stuttgarter Zeitung. – Компания учитывает, что последствия финансового кризиса на автомобильную промышленность еще неясны. В отличие от последнего кризиса в этом секторе в начале 90-х годов, они хотят притормозить заранее. Тогда автостроители среагировали слишком поздно и после бума, вызванного воссоединением Германии, на полной скорости врезались в пробку относительно невысокого спроса. Тогда склады оказались переполнены, а рабочие места пришлось сокращать. Эта ошибка многому научила не только Daimler, но и других производителей и поставщиков».
На аналогичные меры готовы пойти другие автогиганты ФРГ. На заводе BMW в Лейпциге будет собрано на 25 тыс. машин меньше (в сентябре продажи BMW, Mini и Rolls-Royce упали на 14,6%). Концерн Opel на три недели приостановил работу в Бохуме и Айзенахе. Не исключено, что в декабре рабочие завода вновь будут отправлены в вынужденный отпуск. Заметное снижение оборотов планируют компании Ford и Volkswagen. По некоторым расчетам, из-за мирового кризиса без работы могут оказаться около 20 тыс. работников германского автопрома.
О сокращении рабочей недели объявила компания Bosch, поставляющая детали для автомобильных моторов.
Тревожные цифры обнародовала и компания Toyota, продажи которой в начале осени впервые за последние семь лет снизились на 4%.
Эксперты указывают, что снижение продаж объясняется не только финансовым кризисом: например, в США лишь недавно занялись разработкой более экономичных моделей. А по расчетам природозащитной организации Greenpeace, к 2020 году для успеха на рынке автомобиль должен потреблять не более 3,5 л на 100 км.
Газета Die Welt, оценивая посткризисные шансы мировых автопроизводителей, предсказывает мрачное будущее компании Ford. Концерн слишком слабо представлен в Азии, на фоне падения спроса в США. Непростые времена, по оценкам германских аналитиков, наступают и для General Motors. Плюсом для компании может стать активность в России и Китае, однако модельный ряд внедорожников, вэнов и пикапов оставляет желать лучшего. В новых условиях относительно стабильно может оказаться положение Volkswagen и Renault, которые ориентируются на массовый рынок, в том числе в таких перспективных странах, как Россия и Китай.
«Сильные марки вроде Mercedes-Benz, BMW или VW оказались в ситуации кризиса в относительно сильной позиции. Они могут предложить больше, чем General Motors, Ford, Chrysler», – замечает комментатор газеты Die Welt.
«Америка повержена, Западной Европе приходится тяжко, перспективные регионы вроде Китая и Россия могут начать спотыкаться», – заявил в интервью телеканалу ARD авторитетный автоэксперт Фердинанд Дуденхёффер, по мнению которого новый рост продаж следует ожидать не ранее чем через два года. 2009 год, по его словам, будет «цвета воронова крыла».
Инвестиционный банк Goldman Sachs прогнозирует, что в 2010 году продажи автомобилей в Европе снизятся до 11,2 млн штук (в этом году планируется сбыть 13,9 млн машин). А восстановление европейского автомобильного рынка наступит не раньше 2011 года. Goldman Sachs предсказывает, что рынок Восточной Европы в 2010 году сократится до 2,3 млн автомобилей против 2,9 млн в этом году. Продажи начнут расти лишь в 2011 году, и то незначительно – до 2,4 млн машин. В России, считает Goldman Sachs, продажи автомобилей к 2010 году снизятся на 10% – до 2,7 млн штук. Между тем пока Россия не демонстрирует серьезного падения продаж. Напротив, к концу октября в Тольятти увеличился спрос на машины. А покупки машин на тольяттинской площадке – индикатор настроения всего рынка. Мало того, начинают расти цены на вазовскую продукцию.
По данным тольяттинской службы «Автосправка», наибольшим спросом сейчас пользуются автомобили семейства Lada Samara. Стоимость этих моделей за последнюю неделю выросла на 2–3 тыс. рублей и сейчас находится в диапазоне 208–237 тыс. рублей. Отмечается нехватка универсалов семейства Lada 111, Lada Kalina 1117 в комплектации «стандарт». Растет спрос на «семерки». А президент АвтоВАЗа Борис Алешин заявил во вторник, что предприятие в течение ближайших четырех лет планирует привлечь инвестиции в объеме 2 млрд евро.
Горьковский автозавод прекратил серийное производство легковых автомобилей «Волга». Однако это никак не связано со сложностями на мировых финансовых рынках. «Волгу» и так плохо покупали, и ей на замену планово приходит Siber, который теперь решено называть из почтения к старшим моделям Volga Siber. Хотя завод отказался от первоначальных планов по выпуску до конца года 10 тысяч Siber – произведет их только 3–4 тысячи. И официально это сокращение объясняется как раз финансовыми сложностями, хотя аналитики называют и более прозаические причины, включая банальное запаздывание с монтажом закупленного оборудования и отладкой технологических процессов.
|
||