Ритейлеры среагировали на финансовый кризис
|
Иллюстрация с ресурса norman-vivat.ru |
Финансовый кризис заставил ритейлеров искать новые денежные источники, например, занимать у своих поставщиков. По данным газеты "Коммерсант", на этот шаг уже решились розничные компании "Виват", "Самохвал" и "Мосмарт".
Пермская розничная сеть "Виват", объединяющая более 50 магазинов площадью около 1 тысячи квадратных метров, разослала поставщикам письма с просьбой увеличить отсрочку по платежам за поставленный в сеть товар с 30 до 90 банковских дней. В этих письмах говорится, что кредиты от поставщиков нужны "Вивату", для аккумулирования значительного объема денежных средств в преддверии оферты по облигациям на 1 миллиард рублей (состоится 23 октября).
Совладелец сети "Виват" Вадим Юсупов утверждает, что обращается за финансовой помощью к поставщикам только в крайних случаях, и такой случай наступил - "в стране финансовый кризис". "Виват" договаривается с банками о предоставлении кредитов для прохождения оферты, но этих денег может не хватить, и ритейлер предпочитает перестраховаться, поскольку, исходя из ситуации на фондовых рынках, предъявить к погашению могут весь выпуск. Взамен за помощь "Виват" согласна отменить для поставщиков различные денежные "накрутки" - за вхождение в сеть, маркетинговые затраты и прочее.
Действия "Виват" на фоне остальных выглядят, можно сказать, достойно, поскольку ритейлер о них, по крайней мере, предупреждает. Например, к сети "Мосмарт" (на начало 2008 года объединяла 65 магазинов "Мосмарт", "Мосмарт-экспресс", "Мосмарт-макси" и "Мосмартик" в Москве и других городах) с лета поставщики подали семь исков на общую сумму чуть более 35,5 миллионов рублей. К московской сети "Самохвал" (управляет более 65 одноименными супермаркетами, мини-маркетами и десятью ТЦ в Москве и области) - 26 исков на общую сумму примерно 53,4 миллионов рублей.
В ТД "Солнечные продукты", который судится с "Самохвалом" и "Мосмартом", жалуются, что сети задержали платежи уже больше чем на месяц. Если учитывать, что отсрочка для этих сетей официально 30 банковских дней, получается, что они не платят уже два месяца. По словам другого поставщика "Мосмарта", который не дождался оплаты в срок, ритейлер объясняет задержку тем, что на эти деньги финансирует свое развитие, и пообещал погасить долг позже.
Совладелец "Самохвала" Дмитрий Кувшинов говорит, что для его сети кредитные линии от поставщиков - дорогой, но быстрый способ получить деньги на развитие. "Самохвал" рассчитывал на деньги итальянской банковской группы UniCredit ( ее структуры договорились о покупке 25% плюс одной акции ЗАО "Самохвал" за 50 миллионов евро), но сделка не состоялась. По оценке Кувшинова, ставка кредита от поставщика (12-18% годовых в рублях) сейчас почти не отличается от банковской (12-16% годовых), только банк дает кредит на год-два, а поставщик - на три месяца максимум.
Представитель крупного холдинга, производящего молочные продукты, называет отсрочку платежа до 60-90 дней "самоубийством" и говорит, что при таких условиях они просто прекратят поставки. Председатель совета директоров "Инмарко" (мороженое) Дмитрий Докин, в принципе, готов поддержать ритейлеров, но лишь при условии, что это будет на 100% учтено сетями в будущем".
Кроме того, ради экономии ритейлеры тоже сокращают бюджеты. "Самохвал" сеть будет открывать магазины только в Москве и Московской области, хотя ранее планировала выход в регионы. А калининградский ритейлер "Вестер" (около 200 магазинов в 15 российских регионах, а также в Белоруссии и Казахстане) решил вообще заморозить новые проекты.
|