28.07.2008

«Виагру» потеснили стимуляторы мозга

Россияне «съели» за полгода уже 2 млрд. упаковок лекарств

Продажи лекарств за последние полгода в России увеличились на 21% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года, сообщила в пятницу консалтинговая компания DSM Group. Самыми популярными у населения стали лекарства от вирусных инфекций – гриппа и ОРВИ, средства для стимулирования иммунной системы и мозговой деятельности. При этом «Виагра» ушла из тройки лидеров, откатившись на пятое место.

Аптечный рынок этого года развивается под знаком небывалого роста, причем рост происходит не столько за счет подорожания, сколько за счет увеличения продаж, отмечают эксперты авторитетной российской компании DSM Group. Так, с января по июнь объем коммерческого рынка ГЛС (готовых лекарственных средств) увеличился на 21% к аналогичному периоду 2007 года и составил 109 млрд. руб. Если в предыдущие годы продажи упаковок снижались, то в этом году только за 6 месяцев выросли на 14%. Население «съело» уже 2 млрд. упаковок лекарств. При этом средняя стоимость упаковки за январь–июнь выросла на 6,6% по сравнению с этим же периодом прошлого года и составила около 55 рубля. За полгода по отношению к декабрю лекарства подорожали в среднем на 5%. По итогам текущего года цены на лекарства увеличатся на 8–10%, прогнозируют аналитики, хотя за весь прошлый год «лекарственная инфляция» составила лишь 3,6%.

На первом месте по популярности у населения осталось средство от гриппа и ОРВИ «Арбидол» – его продажи выросли на 75%. На втором – стимулятор мозговой деятельности «Актовегин», на третьем – «Линекс» и «Эссенциале» для лечения желудочно-кишечного тракта и стимулирования иммунной системы. Примечательно, что «Виагра» по итогам полугодия потеряла 2 позиции и спустилась на пятое место, в то время как ранее стабильно входила в тройку лидеров по продажам. Следом идут «Терафлю» – жаропонижающее, «Пенталгин» – болеутоляющее, «Энап» – для нормализации сосудисто-сердечной деятельности, витамины «Витум». Замыкает десятку лидеров «Мезим Форте» – средство для нормализации пищеварения.

Такую любовь к лекарствам заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников объяснил увеличением финансирования фармацевтического рынка со стороны государства. По его словам, в этом году из бюджета на лекарства было выделено 70 млрд. руб., в то время как в прошлом году – лишь 36 млрд. «Лекарство – это хлеб для больного, и хорошо что наше правительство это наконец осознало», – отметил г-н Колесников. Впрочем, по его словам, несмотря на высокие объемы финансирования, это не решает проблемы, поскольку 70 млрд. руб. составляет меньше трети объема рынка. «Все равно лекарств мы потребляем в десять раз меньше, чем в Америке, и не потому, что здоровые», – посетовал он.

Вторую причину, из-за которой увеличились продажи лекарств, эксперт видит в росте покупательной способности, ведь ежегодно доходы населения увеличиваются на 15–25%. Другие факторы – широкая рекламная кампания лекарственных средств в этом году и «мода» на здоровье у населения. «Несмотря на то, что лекарства подорожали и будут дальше дорожать, они все равно стали доступнее, чем раньше, и люди будут покупать еще больше», – резюмировал депутат. Однако, как заявил «НИ» вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимир Евстафьев, увеличение продаж лекарств никак не связано с рекламой. «Реклама лекарств ни в коем случае не носит агитационный характер, чтобы люди пошли в аптеку и срочно закупились на всякий случай анальгином, а просто перераспределяет интерес к тому или иному бренду», – отмечает эксперт. Поэтому увеличение продаж лекарственных средств, скорее всего, связано лишь с их доступностью и увеличением доходов населения, считает г-н Евстафьев.

МАЙЯ КВАСКОВА

Новые Известия