03.06.2008

ФАС принялась за проверку региональных аптечных сетей

Иллюстрация: promdesign.com.ua
Федеральная антимонопольная служба обратила особое внимание на аптечные сети в регионах России. До начала 2009 г. ФАС намерена закончить их так называемую паспортизацию, чтобы выяснить степень фармацевтической конкуренции в каждом отдельном городе или районе. Об этом рассказал "Ведомостям" начальник управления ФАС Тимофей Нижегородцев.

В начале 2008 г. ФАС и Росздравнадзор подписали соглашение, по которому Росздравнадзор предоставляет антимонопольной службе информацию о количестве лицензированных аптек. ФАС намерена измерять доли сетей в границах городских районов (округов) и муниципальных образований (райценр области и его район). В соответствии с законом о конкуренции, если сеть занимает более 35%, ей выдается предписание "о недопущении действий, ограничивающих конкуренцию". (После принятия закона о торговле этот порог может снизиться до 15%, а 35% станет предельно допустимой долей.)

"Наши предписания для фармацевтического ритейла будут частично совпадать с требованиями к продуктовой рознице", - уточнил Нижегородцев. Но будут и специальные пункты: ФАС беспокоит то, что крупные аптечные сети убирают из ассортимента дешевые лекарства и не включают жизненно важные препараты, например инсулин.

В результате проверки число компаний, которым необходимо подавать в ФАС ходатайства об одобрении покупок на конкретных рынках, может увеличиться .

Доля нескольких аптечных сетей в регионах приближается к 35%, замечает гендиректор DSM Group Александр Кузин. По его подсчетам, в Московской области внимание ФАС может привлечь "Мособлфармация", в Петербурге - "Фармакор", в Саратове - "Доктор Столетов".

Фармацевтическая розница в отличие от продуктовой и сейчас работает в условиях жесткого регулирования, напоминает гендиректор "Доктора Столетова" Татьяна Шостик: "Например, региональные власти ограничивают наценку на жизненно важные лекарства, доля которых в структуре продаж достигает 70%".

"Усиление контроля ФАС едва ли заставит федеральных игроков отказаться от амбициозных планов региональной экспансии, - добавляет Александр Кузин. - Однако это может привести к тому, что компании будут более активно продавать франшизы. Кроме того, кто мешает крупной сети организовать еще одно якобы никак не связанное с ней юридическое лицо?"