03.06.2008

Карточка на память. Сторонников введения в стране продуктовых талонов становится больше

Вчера комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по агропромышленному комплексу распространила заявление, в котором говорится о необходимости адресной поддержки малообеспеченных слоев населения в связи с ростом цен на продукты питания. Слова «карточки» или «талоны» в заявлении не встречаются, зато упоминается практика американских food stamps. Эксперты полагают, что без карточной системы накормить бедных вряд ли удастся, однако государство на это не пойдет, чтобы себя не дискредитировать.

Слухи о введении продовольственных карточек в нашей стране ходят уже довольно долго. В мае председатель комитета по труду и социальной политике Госдумы Андрей Исаев превратил их в предмет острой дискуссии. Он заявил, что карточки (или их аналоги) частично нейтрализуют растущие цены на продукты питания. Депутат даже выделил группы населения, которые смогут покупать продовольствие по более низким ценам: одинокие и неработающие пенсионеры, инвалиды I и II группы, многодетные и неполные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами. Но эту инициативу многие члены правительства восприняли «в штыки». Чиновники говорят о возможных злоупотреблениях, уверяя при этом, что словосочетание «продуктовые карточки» вызывает негативные воспоминания и унижает достоинство россиян.

Вчера дискуссия продолжилась. В своем заявлении комиссия РССП по АПК констатировала, что «замораживание цен не привело к снижению инфляции, а его отмена спровоцировала новый виток роста цен». Поэтому, полагают аграрии, необходима адресная поддержка малоимущих. О карточках как таковых ничего не говорится, однако упоминается опыт США, где с 1939 года действует система food stamps. Раньше это были обычные бумажные талоны, но со временем они трансформировались в дебетовые карты, на которые государство ежемесячно переводит деньги на покупку товаров первой необходимости. Поскольку наши малоимущие банковскими карточками, как правило, не пользуются, есть основания предполагать, что в России речь пойдет снова о недоброй памяти талонах.

Проблема действительно есть. По данным Росстата, инфляция с 20 по 26 мая составила 0,3%. Заметнее всего подскочили цены на рис (2,8%), пшено и сахарный песок (1,5% и 1,4%). Сосиски, соль, печенье, вермишель и подсолнечное масло подорожали на 0,8–1%, мука и хлеб – на 0,5–0,6%. Это, как можно заметить, в основном рацион тех, кто нуждается в деньгах. Общий же рост цен на продукты в 1,2% за 26 дней мая уже превысил прогноз МЭР на весь месяц – там майскую инфляцию ожидали на уровне 1–1,1%. По сведениям Союза потребителей России, 20% населения страны живут за чертой прожиточного минимума. А по подсчетам независимых экспертов, осенью прошлого года 12% россиян испытывали трудности с покупкой еды, и больше половины наших граждан недоедали мяса и рыбы.

Директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов считает идею введения карточек позитивной, видя ее плюс именно в адресной поддержке малоимущих, которая отчасти улучшит их рацион питания. «Замороженные» продукты мог покупать гражданин с зарплатой в 205 тыс. руб. и в 5 тыс., а это несправедливо. Здесь же помощь будет направлена тем, по кому рост цен на продукты «бьет» сильнее всего. Никаких разумных аргументов против этой меры я не встречал, кроме разговоров об исторической памяти», – рассказал «НИ» эксперт. По его мнению, для эффективной работы механизма необходимо хорошо проинформировать людей о целях проекта, и главное – избегать слов «карточки» или «талоны».

А председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин во вчерашнем заявлении в первую очередь видит прямой интерес агробизнеса. Ведь по карточкам будут выдаваться социально значимые продукты российского производства, что гарантирует обеспеченный спрос. «Адресная защита малоимущих – самый экономичный способ для их поддержки. Выделенные деньги будут на 100% использоваться целевым образом», – заявил «НИ» экономист. Вместе с тем он полагает, что государство вряд ли на это пойдет. //ЕЛЕНА ЗИБРОВА

Новые Известия