28.05.2008

Автомобили для россиян должны собираться в России: правительство усиливает борьбу с подержанными иномарками.

Фото: aceweb.com
Правительство готовит новую кампанию в поддержку отечественного автопрома. Вчера Владимир Путин встречался с главами всех крупнейших автопроизводителей России. Иностранцев не позвали.

Владимир Путин вчера посетил ОЭЗ "Алабуга" в Татарии, где осматривал автосборочные предприятия, подконтрольные ОАО "Северсталь-авто" (они выпускают модели Fiat и Isuzu). Там же премьер провел совещание "О мерах по развитию автопрома России". В нем приняли участие гендиректор и основной владелец "Северсталь-авто" Вадим Швецов, президент группы АвтоВАЗ Борис Алешин, глава группы ГАЗ Сергей Занозин, гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, а также вице-премьер Игорь Сечин, который курирует в новом правительстве промышленность.

Собственно, меры, которые обсуждались на совещании, были уже известны. Игорь Сечин еще 17 мая впервые встретился с главами российских автозаводов и выслушал предложения по развитию отрасли. А уже 19 мая Минпромторг отправил проект "Комплекса мер по развитию российского автопрома» на согласование в Минэкономразвития. Такой скорости в доработке документов чиновники не демонстрировали давно, пишет «Коммерсант».

На совещании Путин напомнил, что в прошлом году на произведенные в России автомобили (с учетом иномарок) пришлось 40% рынка. Но премьеру этого мало. «Порядка 80% автомобилей, продаваемых в России, должно производиться на нашей территории», - заявил он.

Одна из первоочередных задач, по его мнению – повышение доли российских комплектующих в произведенных в России иномарках. По итогам обсуждения Путин поручил продлить режим промсборки для производителей автокомпонентов, несмотря на переговоры по вступлению России в ВТО. Этот режим, упраздненный осенью 2007 года, позволял почти беспошлинно ввозить отдельные узлы и агрегаты для сборки автокомпонентов. Минэкономразвития остановило промсборку как противоречащую условиям ВТО и неоднократно говорило, что продлевать ее не будет. Позицию министерства разделяет Федеральная таможенная служба. Но вступление в ВТО затягивается, а без развития компонентной базы заводы иностранных автоконцернов в России не смогут выйти на локализацию в 30%.

Премьер также поручил профильным ведомствам снизить пошлины на оцинкованный прокат и все сорта стали, которые не производятся в России либо производятся в недостаточном объеме, пишет РБК daily. Сейчас производители компонентов, например катализаторов, вынуждены ввозить оцинкованную сталь из-за рубежа и платить пошлины. Одновременно российские металлурги не торопятся осваивать производство такого рода продукции. Так, Череповецкий металлургический комбинат группы «Северсталь» сообщал о том, что освоить 10% позиций АвтоВАЗа из холоднокатаного проката он не может «по причине технических характеристик оборудования». Правда, по словам Путина, снижение пошлин должно быть временным и действовать до тех пор, пока отечественные металлурги не освоят производство этих категорий. Он выразил уверенность, что они смогут «решить эту проблему в разумные сроки».

Другим препятствием для развития автопроизводства в России автозаводы считают отверточную сборку. Предлагается ввести пошлины на импорт окрашенных автомобильных кузовов в размере 15%, но не менее 5 тысяч евро за кузов.

Предлагается повысить пошлины на иномарки возрастом три-пять лет до уровня новых (то есть 25%, но не менее 1 тысячи евро в зависимости от объема двигателя), а также повысить в несколько раз транспортный налог для юридических лиц, использующих подержанные авто. Например, если сейчас транспортный налог на новый грузовик мощностью 200 л. с. составляет 2 тысяч рублей (10 рублей за 1 л. с.), то на грузовик возрастом более трех лет может быть введен "повышающий коэффициент 10", то есть налог составит уже 20 тысяч рублей Для машины возрастом более пяти лет налог составит 40 тысяч рублей, для десятилетней — 60 тысяч рублей Также предлагается снизить тарифы ОСАГО для автовладельцев, эксплуатирующих новый автомобиль, и ввести пониженный акциз на экологичное топливо. Михаил Пак из ИФД "Капиталъ" заметил «Коммерсанту», что автозаводы выбрали удачный момент для лоббирования своих идей,— "правительство сменилось, люди пришли новые, и с новой командой получается договориться откровенно проще, чем с предыдущей". Однако Пак считает не совсем логичным стимулирование юрлиц к покупке новых авто за счет повышения транспортного налога. Аналитик отмечает, что парк не обновляется как раз потому, что у потребителей нет денег на новые автомобили.