24.03.2008

Ultra Electronics ищет выход из кризиса в суде. Компания подала иск о банкротстве

Розничная сеть Ultra Electronics, приобретшая известность в результате ряда скандалов, связанных с торговлей конфискатом, подала в пятницу иск о банкротстве. В самой Ultra Electronics причастность к иску отрицают, обещая отозвать его уже в понедельник. Участники рынка предполагают, что таким путем "Ультра" может прощупывать пути ухода от ответственности перед 230 кредиторами.

Иск о несостоятельности (банкротстве) ЗАО "Ультра Электроник АГ Рус" подало в Московский арбитражный суд в минувшую пятницу, говорится на сайте суда. В самой "Ультре" отрицают свою причастность к подаче иска. "Менеджмент и акционеры компании узнали об иске от вас,— рассказал "Ъ" гендиректор "Ультры" Алексей Галущенко.— Кто его подал — будем разбираться, но не исключено, что это наши недоброжелатели. В любом случае в понедельник мы отзовем иск". Юристы допускают, что подлог теоретически возможен, но вряд ли имел место. "Я не понимаю, кому нужно фальсифицировать заявление, ведь это уголовно наказуемое преступление. Причем иск легко отозвать",— говорит юридический советник TeliaSonera Антон Богатов.

ЗАО "Ультра Электроник АГ Рус" (оператор сети Ultra Electronics) создано в 2001 году. Занимается торговлей компьютерной и бытовой техникой. Учредители — Андрей Иванов, Ольга Кутузова, Алексей Галущенко, Юлия Ротанова. По данным документа "Ультры" для поставщиков, выручка компании в 2007 году составила $450 млн, что на $250 млн меньше аналогичного показателя 2006 года. EBITDA компании по итогам 2007 года — $13 млн.

Участники рынка считают, что "Ультра" могла сама подать иск с целью обанкротить компанию и уйти от ответственности перед поставщиками-кредиторами. Пяти банкам-кредиторам "Ультры" (Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк, АКБ "Россия" и Московский кредитный банк), которым компания должна $71 млн, в этой ситуации бояться особо нечего, поскольку их кредиты обеспечены залогом, подчеркивают знакомые с ситуацией участники рынка. Если запускается процедура банкротства, то сначала удовлетворяются требования сотрудников компании, потом кредиторов с обеспечением и только потом все остальные. "В этой ситуации пострадают именно поставщики, которым вряд ли что-то останется",— отметил господин Богатов. Алексей Галущенко утверждает, что банковский долг будет урегулирован примерно в апреле, причем не в процессе банкротства, а путем продажи недвижимости общей стоимостью от $60 млн до $80 млн.

Другие эксперты соглашаются, что пострадавшими окажутся поставщики "Ультры". Число поставщиков-кредиторов составляет 230 фирм, говорится в документе "Ультры" под названием "Программа сотрудничества с поставщиками" от 24 февраля 2008 года (есть в распоряжении "Ъ"). Десяти кредиторам "Ультра" должна более $1 млн, пятидесяти — от $150 тыс. до $1 млн, ста семидесяти — меньше $150 тыс. В документе говорится, что совокупная задолженность поставщикам составляет $43 млн. "Ультра" признала, что не в состоянии погасить ее деньгами, и предложила реструктурировать ее путем передачи кредиторам 51% уставного капитала управляющей компании ЗАО "Ультра Электроник АГ Рус" — Ultra Electronics BVI, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. В документе "Ультры" прописано, что при этом ЗАО "Ультра Электроник АГ Рус" должно пройти процедуру банкротства, а вместо него создается ООО либо ЗАО "Ультра Электроникс", на баланс которого будут переведены все долги обанкротившейся компании. "Это один из вариантов развития. Те, с кем мы договоримся, получат долю в новой структуре. Остальные же могут получить свои деньги обратно в процессе банкротства ЗАО",— отметил господин Галущенко.

Опрошенные "Ъ" кредиторы "Ультры" отказались от участия в этой схеме, назвав ее непроработанной. Вице-президент по финансам Rover Computers Кайрат Жараспаев не стал комментировать процесс возврата долгов, но уточнил, что компания не давала согласия на получение доли в Ultra Electronics BVI. Другой кредитор, попросивший не называть его имени, отметил, что планирует "добиваться возврата долгов в соответствии с законом в процессе банкротства ЗАО". Третий кредитор посетовал, что получить долг вряд ли сможет: "Надежды уже практически нет. Мы похоронили этот долг". Кредиторы отмечают, что схема, предложенная "Ультрой", слишком рискованна. Это мнение разделяет член правления Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Александр Гуккин: "Мы разговаривали с десятком компаний. Никто из них не захотел получить доли в новой структуре в счет долгов".

Один из кредиторов рассказал "Ъ", что его компания сейчас ведет переговоры с несколькими пострадавшими о возможности инициировать уголовное дела в отношении некоторых менеджеров и акционеров "Ультры". "На наш взгляд, из компании было выведено от $20 млн до $30 млн. Поэтому мы рассматриваем возможность подачи соответствующего заявления и возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК РФ "Мошенничество" (санкция — до десяти лет лишения свободы.— "Ъ")",— рассказал один из кредиторов "Ультры". По его словам, сейчас долг "Ультры" поставщикам составляет $43 млн, в то время как на складе хранится техника стоимостью $8,6 млн. "Образуется "дырка" в районе $35 млн. "Ультра" сама заявляла, что их издержки составляют немногим более $4 млн в месяц. Если допустить, что компания продавала технику с нулевой наценкой полгода, то убытки составили бы примерно $24 млн",— пояснил источник "Ъ". Он отметил, что "Ультра" не могла продавать технику без наценки, поэтому убытки существенно меньше. "На мой взгляд, выведено было от $20 млн до $30 млн",— заключил источник "Ъ". Господин Галущенко отрицает вывод денег из компании: "Если у кредиторов возникают вопросы по нашему балансу, то мы даем им внутреннюю отчетность компании. После этого вопросы снимаются".

Александр Ъ-Малахов, Ольга Ъ-Плешанова

КоммерсантЪ