У малого бизнеса большое значение. Малый бизнес постепенно становится одним из приоритетов экономической политики России
Еще 10 лет назад малый бизнес в России выполнял в основном социальную функцию, от него требовалось обеспечить людей работой и зарплатой.
«Ставку надо делать именно на малый бизнес. Он опирается на реальные потребности страны» Теперь он имеет не только экономическое, но и политическое значение, убежден председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров. Россия нуждается в серьезном обновлении экономики, и в этом нужно опираться на малый бизнес.
Выступая недавно на заседании Госсовета, президент России Владимир Путин выразил недовольство тем, насколько трудно приходится малому бизнесу в России из-за бюрократических препон. Кандидат в президенты Дмитрий Медведев на Красноярском экономическом форуме сказал, что поддержка частной инициативы в экономике становится одним из приоритетов политики государства.
«Ставку надо делать именно на малый бизнес, – говорит Евгений Федоров. – Он опирается на реальные потребности страны».
Сегодня в России 1,1 млн предприятий малого бизнеса, на которых трудятся 2,5 млн работников, – это всего 15% от общего количества по стране. При этом 60% из них занято в торговле и сфере услуг, поскольку это гарантирует быстрое получение прибыли.
«Перед нами стоит задача перенести акцент из сферы обслуживания в производство и инновационный сектор. В России в этой сфере занято не больше 2,5% предприятий малого бизнеса, а, к примеру, в США – 50%», – констатирует председатель Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ Виктор Ермаков.
В то же время именно малые предприятии эффективнее справляются с такими задачами: носитель идеи лучше знает, как ее реализовать и какая от нее польза.
Но, чтобы количество людей, принадлежащих к среднему классу, приблизилось к 70% населения России, малых предприятий должно стать вдвое-втрое больше, чем теперь. Поэтому их нужно поддерживать, так же как и предпринимательскую инициативу граждан.
«Самое главное – изменить подходы к развитию экономики, – замечает Евгений Федоров. – Только так можно реализовать план национального развития экономики до 2020 года – опираясь на инициативных граждан и помогая им, а также призывая к самостоятельной деятельности».
Говоря о преференциях для этого сектора, эксперты напоминают, что в базовом законе о поддержке малого предпринимательства обозначено около двух десятков мер прямой поддержки, таких как особый порядок оборота имущества, субсидирование ставок, льготы по налогам, но они должны действовать через посредство регионов.
Но во многих субъектах России нет даже программ, которые содействовали бы малому бизнесу через софинансирование с федеральным бюджетом. Как итог – в прошлом году из 3 млрд рублей, которые заложены в федеральном бюджете на поддержку малого и среднего бизнеса, 500 млн рублей регионы не освоили.
Еще одна проблема – зависимость малых предприятий от местных властей. Они работают не с помощью, а вопреки чиновникам, начиная с момента регистрации, заметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков.
«Пока с каждого руководителя регионального и местного уровней не будут лично спрашивать, что он делает для малых предпринимателей, никаких изменений не будет», – заявил он.
В России за последние три года отработаны все принятые в мире механизмы поддержки малого и среднего бизнеса. В стране функционирует больше сотни бизнес-инкубаторов, внутри которых действуют льготные налоговые и прочие режимы, гарантийные фонды, лизинговые программы.
Однако, акцентирует Ермаков, предстоит еще выстроить региональную нормативную базу, привести в соответствие с ней местные бюджеты, наконец, ввести в законодательство само понятие среднего предприятия.
В рамках действия закона о местном самоуправлении с 2009 года муниципальная власть становится базовой для малого и среднего предпринимательства, но на местах нет кадров, способных взаимодействовать с этим сектором. Сейчас только Москва и Санкт-Петербург имеют соответствующие комплексные программы.
Новой экономике должны помогать профильные региональные комиссии, препятствуя бюрократии, излишку контроля и коррупции на местах, из-за которых многие не хотят пробовать силы в предпринимательстве. При этом есть мнение, что нужна государственная программа контроля за развитием малого и среднего бизнеса, чтобы мониторинг за этими процессами был таким же, как за исполнением национальных проектов.
«Сейчас мы корректируем экономическую политику государства, – сказал Евгений Федоров. – Пока это только идеологические изменения, но они потянут за собой остальное. Нужно отладить механизм приоритетного развития малого бизнеса. Не стоит называть это национальным проектом, мы уже выросли из этого понятия и пришли к плану национального развития, а это понятие гораздо шире. Малый бизнес выполнит колоссальные задачи в рамках этого плана».
|
||