Сапоги из клеенки. Несмотря на рост доходов, большинство россиян по-прежнему носят дешевую азиатскую обувьНи рост доходов населения, ни существенное снижение импортных пошлин пока не дают возможности россиянам приобретать хорошую качественную обувь. Этому есть объяснение. По данным опубликованного вчера исследования, три четверти отечественного обувного рынка продолжает занимать низкокачественная азиатская продукция, в то время как на долю люксовых европейских моделей приходится лишь 5%. Да и в целом наш среднестатистический гражданин приобретает только 2 пары обуви в год против 8 пар, которые покупает, например, простой американец. Ежегодно в России продается порядка 400 млн. пар обуви на сумму более 15 млрд. долларов. Достаточно стабильная экономическая обстановка в стране толкает вперед доходы и, соответственно, потребительские запросы. Значительный рост потребления, в свою очередь, дает серьезный импульс для развития обувного рынка. Все реже можно увидеть на улицах обувные развалы «все по сто», где дамские туфли лежат вперемешку с банными шлепками. Торговля перебирается в благоустроенные помещения. И не только в мегаполисах, но и в провинциальных городках как грибы после дождя множатся обувные магазинчики и филиалы крупных сетей. Однако в большинстве своем под крышу современных торговых комплексов вместе с продавцами перебирается и старый товар. А количество магазинов пока слабо переходит в качество. В нижнем, самом дешевом ценовом сегменте рынка, до сих пор продается более двух третей всей обуви. А действительно дорогого, люксового товара на российском рынке насчитывается не более 5%. По результатам социологических опросов, большая часть наших соотечественников выражает стойкое желание приобретать исключительно европейскую обувь топ-класса. Но одного желания расхаживать в шикарных итальянских штиблетах мало, нужны деньги. Не откроем Америки, сказав, что хорошая обувь до сих пор в большинстве своем шьется вручную. Такие вещи на станке не наклепаешь. Причем стоит качественная пара так же дорого, как и сто, и двести лет назад, в пересчете, разумеется, на нынешний порядок цен. И если учесть, что минимальная цена на действительно добротную обувь в магазинах сравнима со среднемесячной зарплатой по стране, становится ясно, почему только каждый двадцатый россиянин может ее приобрести. Зато нишу «обувного вожделения» с большим успехом начали заполнять российские и зарубежные сети среднего звена, предоставляющие недорогой, но более или менее сносный товар. Доля среднего сегмента на рынке за последнее время достигла 30%. Причем для пущего «гламура» укрываются компании-производители за ширмой красивых итальянских имен. При известной доле воображения можно самому придумать с десяток названий для обувных сетей, достаточно взять любые благозвучные имя и фамилию. И при существующей конъюнктуре все это будет весьма хорошо продаваться. А то, что большинство моделей среднего класса шьются в том же Китае либо на совместных российско-китайских предприятиях, уже мало кого волнует. В целом же наш обувной рынок продолжают держать в своих крепких руках азиатские производители. За прошлый год импорт обуви только из КНР в Россию вырос в 1,5 раза, и сейчас три из четырех пар, продаваемых в стране, – произведены в Юго-Восточной Азии. Но и это не предел. В преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию для дешевой азиатской обуви наступает настоящее раздолье. С 1 июля 2007 года ввозная пошлина была официально понижена с 15 до 10%. А непосредственно после присоединения к ВТО пошлина (устанавливаемая в денежном выражении) составит всего 0,2 евро за пару. Это, по мнению участников рынка, приведет к шквалу импорта китайской обуви в Россию и поставит отечественных производителей (некоторые уже научились шить то, что действительно носится) на грань разорения. «Из-за временного, а затем и официального снижения импортной пошлины до 10% за 7 месяцев этого года производство обуви в стране упало на 9,2%, – сообщили «НИ» в Российском союзе кожевников и обувщиков. – А некоторые предприятия сократили производство в разы. При существующей ситуации на рынке мы можем потерять большинство производителей. Китайцы будут делать все виды обуви, даже зимнюю». Представители Рослегпрома тоже согласны, что вступление в ВТО задушит отечественное производство. Ведь рентабельность у китайских обувщиков доходит до 400%, а у наших составляет всего 8–10%. Но в любом случае от ВТО никуда не деться, а значит, надо играть по законам свободного рынка и не ждать помощи от государства. Тем более что качество российской обуви в большинстве своем оставляет желать лучшего. Притом, что цена заметно выше, чем у китайских аналогов. Так что у наших обувщиков только два пути – либо вверх к европейским моделям (повышение качества), либо вниз к китайским (снижение цены). Третьего не дано.//АНДРЕЙ ДОЛГИХНовые Известия |