26.10.2007

Wal-Mart снова вспомнила о России

Компания Wal-Mart намерена проводить активную экспансию на зарубежные рынки и одним из направлений будет Россия, - заявил гендиректор Wal-Mart Ли Скотт, представляя инвесторам финансовые результаты за III квартал 2007 года. По его словам, международный бизнес Wal-Mart растет более быстрыми темпами, чем в США, поскольку американский рынок розничной торговли уже насыщен и темпы роста продаж замедляются. "Скорее всего, выход на российский рынок будет осуществлен с помощью покупки местного игрока из первой десятки", - отметил Скотт. Правда, конкретных сроков выхода на российский рынок глава Wal-Mart не назвал, - пишет ИТАР-ТАСС.

Уже несколько лет Wal-Mart присматривается к российскому рынку. Еще в 2005 году в одном из интервью признался в своем интересе в том числе и к рынку России. Тогда же ритейлер начал регистрировать в Роспатенте свои товарные знаки. Представители розничных сетей "Лента" и "Рамстор" упоминали о том, что Wal-Mart обращалась к ним с предложениями о покупке бизнеса.Также девелоперская компания "Макромир", в которой принимает участие основатель сети "Пятерочка" Андрей Рогачев, сообщала о переговорах о партнерстве с Wal-Mart, - отмечает "Взгляд".

Однако "Ведомости", например, высказали скептицизм относительно этой новости. Инвесторам требуется подслащивать пилюлю, - отмечает газета. После того как стало известно, что сеть планирует увеличивать вложения в экспансию за рубежом, ее акции упали на 3% до 43,9 долларов. Акционерам не понравилось, что деньги, которые могли быть потрачены на выкуп акций, уйдут непонятно на что.

Wal-Mart в настоящее время действует в 13 странах. Помимо США, это Мексика, Бразилия, Аргентина, Китай, Япония, Великобритания. На долю зарубежных операций Wall-Mart в 2006 году пришлось 22% совокупного объема продаж компании, который составил 345 миллиардов долларов. При выходе на зарубежные рынки компания зачастую приобретает миноритарный пакет акций, который затем увеличивается. В Японии начиная с 2002 года компания постепенно приобретала акции сети Seiyu. Через два года размер пакета был доведен до контрольного. На этой неделе Wal-Mart приняла решение за 875 миллионов долларов довести свой пакет в компании до 100%. В Мексике партнером Wal-Mart стала местная крупная сеть Cifra. Совсем недавно было создано СП в Индии.

Ли Скотт отметил, что в текущем году компания увеличит объем инвестиций в расширение своих международных операций до 4,5 миллиарда долларов по сравнению с 3,5 миллиарда долларов в 2006 году. В 2008 году вложения Wal-Mart в иностранную экспансию достигнут 4,8-5,3 миллиардов долларов, в 2009 году - 5,3-5,8 миллиардов долларов.

Главный управляющий Wall-Mart сообщил, что до 2009 года компания намерена открывать в США по 140 новых супермаркетов ежегодно, в то время как в этом году она открыла 195 магазинов, а в предыдущие годы этот показатель составлял 280 магазинов в год, отмечает ПРАЙМ-ТАСС.

Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская считает, что Wal-Mart через какое-то время осуществит свои намерения насчет России, поскольку "российский рынок весьма интересен и обладает высоким потенциалом в основном за счет регионов". По ее словам, Wal-Mart может прибегнуть к покупке местной сети или строить с нуля. Скорее всего, выход на российский рынок будет осуществлен с помощью покупки местного игрока из первой десятки. "Возможно, Wal-Mart начнет экспансию с регионов - укрепившись там, начнет "наступление" на крупные города", - говорит эксперт.

Основная проблема, с которой может столкнуться компания, заключается в насыщенности столичного рынка. "Зарубежные сети, выходя на зарубежный рынок, как правило, ориентируются на крупные города, в частности Москву и Санкт-Петербург, где уже много местных игроков, - отмечает Татьяна Бобровская. - В то же время в столичных городах уровень насыщения уже довольно-таки высокий. В регионах задел для роста есть. Однако в регионах могут возникнуть сложности с логистикой, потребуется решать много различных вопросов организационного характера", - подчеркивает газета "Взгляд".

Wal-Mart