10.10.2007

"М.видео" готовится к IPO в России

Компания "М.видео" объявила о намерении продать часть акций на российских биржах до конца года. Глобальным координатором IPO определен Deutsche Bank, совместными букраннерами -- Deutsche Bank и "Ренессанс Капитал". По информации аналитиков, знакомых с предварительными параметрами размещения, компания намерена продать около 20% акций. Однако PBN Company, IR-агентство "М.видео" не раскрывает ни размер выставленного на продажу пакета, ни кто именно из бенефициаров будет продавать акции. Основной акционер - кипрский офшор Svece Limited также предложит свои бумаги, - сообщает "Коммерсант".

Рынку не известны конечные владельцы Svece. Президент сети Александр Тынкован заявлял, что у "М.видео" четыре совладельца - он сам, его брат Михаил Тынкован, гендиректор Павел Бреев и Александр Зайонц. Участники рынка осведомлены, что большая часть пакета принадлежит семье Тынкован, а по 7-10% - у Павла Бреева и Александра Зайонца. Один из источников издания считает, что именно господа Бреев и Зайонц предложат большую часть акций, вплоть до "выхода из этого бизнеса". Аналитик инвестбанка подтверждает, что размещение будет состоять из акций допэмиссии и бумаг миноритариев (по 50%). Однако получить комментарии господина Бреева не удалось, а Александр Зайонц отказался комментировать эту информацию.
Летом 2007 года в состав совета директоров компании вошли три независимых члена: бывший член совета директоров Mars Питер Герфи, бывший главный операционный директор Dixons Group Дэвид Хамид и бывший вице-президент Electrolux Илпо Хеландер. Обычно компании приглашают независимых директоров в преддверии выхода на публичные рынки: это одно из условий, которые предъявляет биржа. Стоит отметить, что летом же этого года российские СМИ сообщали, что в капитал "М.Видео" могут войти западные акционеры. Компания вела переговоры о продаже пакета своих акций с французской сетью Darty. Обычно компании рассматривают продажу части акций стратегическому инвестору в качестве альтернативы IPO, - подчеркивает Lenta.ru.
Организаторы считают, что компания не до конца закончила реструктуризацию и не смогла стать полностью прозрачной. "Такая компания, как "М.видео", будет продаваться примерно по тем же коэффициентам, что и продуктовые сети, то есть в размере 14-16 EBITDA",-- уверен партнер ИК Falcon Advisers Игорь Кованов. Аналитики, опрошенные "Коммерсантом", называют рентабельность EBITDA компании в районе 4-5%, то есть 100% сети может оцениваться в 0,96-1,38 миллиардов долларов. Старший аналитик "КИТ Финанс" Дмитрий Царегородцев называет коридор в 1,3-1,8 миллиард долларов. Известно, что сами акционеры оценивают компанию примерно в 1 миллиард долларов.

Роад-шоу стартует 22 октября, а цена размещения, как ожидается, будет объявлена 2 ноября. Компания уже подала заявления на получение листинга обыкновенных акций в РТС и на ММВБ.

По данным участников рынка, Deutsche Bank не советовал "М.Видео" проводить IPO в этом году: во-первых, юридическая структура компании не до конца прозрачна, во-вторых, ситуация на рынке неблагоприятна, что не позволит получить максимально выгодные условия при размещении. Один из игроков объясняет решение "М.Видео" все же провести IPO острой потребностью в средствах: "Компания арендует торговые площади для своего развития по самым высоким арендным ставкам на рынке, перебивая предложения других участников рынка, что приводит к существенному увеличению сроков окупаемости и снижению прибыльности".

По официальной версии, привлеченные средства "М.Видео" собирается направить на открытие новых магазинов, развитие логистики и другие корпоративные цели. "Предстоящее IPO позволит нам продолжить развитие бизнеса и совершенствовать систему обслуживания покупателей", - заявил президент "М.Видео" Александр Тынкован. Однако аналитики считают, что компания может также начать инвестировать в недвижимость. Аналитик "Брокеркредитсервиса" Татьяна Бобровская сказала: "почти 80% площадей компании арендованные, и, скорее всего, она будет увеличивать долю собственных площадей в связи с резким ростом арендных расходов в этом году", - отмечает РБК-daily.


Компания "М.видео" - второй по величине после "Эльдорадо" продавец бытовой техники и электроники в России. Компания основана в 1993 году, насчитывает 105 магазинов (84% помещений арендуется). Оборот в 2006 году - 1,383 миллиард долларов. В рейтинге крупнейших ритейлеров России, составленном "Коммерсантом" по итогам 2006 года, занимает 7-е место. В декабре 2006 года 99% акций головной компании сети ОАО "Компания 'М.видео'" было переведено на основного акционера компании Svece Limited. Исполнительный директор управления инвестиционно-банковской деятельности "Тройки Диалог" Максим Арефьев говорит, что бизнес торговцев техникой в России долгое время был связан с высокими таможенными рисками. По его словам, непродуктовые ритейлеры стали готовить отчетность по МСФО гораздо позже, чем коллеги на продовольственном рынке, поэтому они оставались непрозрачными для инвесторов. Впервые о возможном IPO акционеры "М.видео" объявили еще в 2004 году, но готовиться к нему, по сути, начали только два года спустя. В 2006 году все дочерние и аффилированные компании были переведены на ОАО "Компания 'М.видео'", в июне 2007 года в ее совет директоров вошли три независимых представителя - бывший член совета директоров Mars Питер Герфи, бывший главный операционный директор Dixons Group Дэвид Хамид и бывший вице-президент Electrolux Илпо Хеландер. Одновременно с подготовкой к IPO владельцы "М.видео" вели переговоры о продаже компании французскому ритейлеру Darty. По некоторой информации, переговоры длились вплоть до сентября, но стороны не договорились о цене, - напоминает "Коммерсант".

Российские торговцы бытовой техникой еще не проводили IPO и не привлекали стратегических партнеров. Ранее DSG International объявила, что не будет реализовывать опцион на приобретение до 2008 года 10 процентов компании "Эльдорадо", - отмечает Lenta.ru. Издание пишет также, что в последнее время инвестбанки советуют российским компаниям переносить IPO на 2008 год из-за неблагоприятной конъюнктуры на мировых финансовых рынках. Накануне стало известно о переносе первого IPO частного банка "Зенит", а ранее от размещения отказался алюминиевый гигант ОК "Русал".