03.10.2007
Russian Food&Drinks

В жару? Теплую? С УДОВОЛЬСТВИЕМ! Обзор рынка водки г. Барнаула

Исследования маркетинговой исследовательской группы «МАРКИС»

В марте 2007 года маркетинговой исследовательской группой «МАРКИС» было проведено исследование с целью изучения рынка алкогольных напитков, и в частности водки, г. Барнаула. Сбор информации проводился методом стандартизированного личного интервью по месту жительства. Выборка районированная, квотная (половозрастная), при отборе респондентов использовался маршрутный метод с последующим случайным отбором – всего в опросе приняли участие 500 человек.
Результаты исследования показали, что водка остается самым популярным алкогольным напитком* на барнаульском рынке – 46% опрошенных покупали ее хотя бы 1 раз в течение первого квартала 2007 года (рис. 1).

1

В то же время необходимо обратить внимание на тенденцию постепенного снижения потребления водки, хотя происходит это снижение пока невысокими темпами. Одним из факторов, оказывающих влияние на рынок водки, является постоянно растущее давление со стороны других, динамично развивающихся, алкогольных сегментов.
На сегодняшний день водку потребляют 40% барнаульцев, и это достаточно большая цифра, учитывая, что этот напиток уж никак нельзя отнести к повседневным. Иными словами, водку пьют многие, но не часто. Так, примерно равное число потребителей – 22–25% пьют водку от 1 раза в месяц до 1 раза в полгода (рис. 2).

2

Ни для кого не секрет, что огромное влияние на рынок алкоголя в целом и водки в частности оказывает законодательство. Так, в результате введения новых акцизных марок в Алтайском крае наблюдается уменьшение числа игроков рынка и их укрупнение. В связи с этим продукция некоторых марок покинула рынок. В то же время производители занимают активную позицию в отношении увеличения ассортимента, для чего либо внедряют различные новые технологии, либо, наоборот, восстанавливают старые русские рецепты.
Большинство барнаульцев доверяют региональным производителям – продукцию компаний Алтайского края предпочитают покупать 54% респондентов (рис. 3).

3

Всего в ходе исследования участниками опроса было названо около 16 производителей и 50 марок водки. Бесспорным лидером барнаульского рынка водки является ОАО «Иткульский спиртзавод» (Алтайский край), выпускающий продукцию под марками «Алтай», «Вечерний Алтай», «Иткульская», «Малиновый жар», «Порожняк», «Сибирское раздолье», «Сибирячка». Водку этого производителя предпочитают 38,25% потребителей.
Компания сохраняет лидерство на протяжении уже нескольких лет. Так, по данным исследования 2004 года водку Иткульского спиртзавода предпочитали покупать 37,75% потребителей.
На втором месте, значительно отставая от лидера, находится ОАО «Барнаульский ЛВЗ», портфель которого составляют такие марки, как «Алтайское застолье», «Барнаул», «Вечерний Барнаул», «Барнаульская особая», «Леневская», и другие. На долю этого производителя приходится около 13% потребительских предпочтений.
Третью позицию с показателем 5,53% занимает барнаульское ООО ЛВЗ «СТС», занимающееся производством водки под торговой маркой «Ворсин».
Что касается игроков барнаульского рынка водки из других регионов России, то каждый из них не набрал в предпочтениях потребителей и 2% голосов (рис. 4).

4

Особо следует отметить неплохие показатели украинских производителей – так, продукцию ВК Nemiroff любят 4,15% жителей Барнаула. Кроме того, на региональном рынке также представлена продукция ГК «Союз Виктан» (ТМ «Союз Виктан», «На березовых бруньках») и ЗАО «Первый ликероводочный завод» («Мягков»).
Что касается марочных предпочтений, то здесь также выделяется явный лидер – это водка «Иткульская» одноименного спиртзавода: ее за изучаемый период покупали почти 25% потребителей (рис. 5). А вот второе место с равными показателями в 5,53% делят марки «Сибирячка» все того же Иткульского спиртзавода и «Ворсин» ЛВЗ «СТС». Третью позицию занимает марка Nemiroff и только четвертое место досталось марке «БЛВЗ» Барнаульского ликероводочного завода, занявшего в рейтинге предпочтений по производителям вторую позицию.

5

Необходимо отметить, что на рынке водки существуют марки, которые производятся несколькими компаниями, и потребители не обращают внимания на производителя, ориентируясь только на название. К таким маркам можно отнести «Посольскую», «Пшеничную», «Российскую», «Русскую», «Столичную».
В заключение хотелось бы отметить, что ситуация на барнаульском рынке водки постоянно меняется, хотя в то же время на нем выделяется тройка наиболее крупных игроков, которую составляют алтайские производители – Иткульский спиртзавод, Барнаульский ЛВЗ и ЛВЗ «СТС».

* Пиво в данном исследовании не рассматривалось.

Снежана Нарожная

FOODMARKET